Через несколько лет, если все будет развиваться штатно, и не произойдет ничего внезапного, вроде глобальной войны или технологической сингулярности, приблизительно одновременно на дорогах самых разных стран мира появятся машины, которым будут не нужны водители. Ну, в смысле, живые водители.
В рассуждения о том, к каким социальным катаклизмам приведет стремительное, на протяжении одного десятилетия, вымирание не только профессии водителя, но и функции сотрудника ДПС, с вашего позволения, я вдаваться не буду. Про это уже написано столько, что даже как-то неловко вступать в борозду, протоптанную предшественниками на метр в глубину. Интереснее поговорить о том, что нужно, чтобы автоматический транспорт начал доминировать на дорогах, как количественно, так и качественно.
Для начала нужны корректно работающие и полностью автономные системы навигации, увязанные с ПО для принятия решений. С этим особых проблем не предвидится, сразу несколько десятков компаний по всему миру, среди которых немало исключительно авторитетных организаций вроде GM, Volkswagen и прочих Toyota с Яндексами, уже несколько лет ведут разработки своих собственных автопилотов и добились на этом поприще заметных успехов. По крайней мере, уже во многих городах мира проходят натурные испытания машин с автопилотами разной степени совершенности, и пока дела у всех разработчиков идут более-менее неплохо. Не считать же, в самом деле, проблемой историю с беспилотником Uber и переходившей в неположенном месте велосипедисткой.
Второе, что нужно, чтобы транспортная система, в основном основанная на машинах с автопилотами, нормально заработала, — мощная и очень быстрая система обмена данными между отдельными машинами. Сама по себе тачка под управлением софта, ориентирующаяся в пространстве с помощью радаров, лидаров и прочих фазированных антенных решеток, вряд ли будет тормознутее среднестатистического водителя. Но, согласитесь, эта мысль — не тот аргумент, благодаря которому общество расслабится и поверит, что машина без водителя как минимум не хуже машины с водителем. Машина с автопилотом не должна быть не хуже, она должна быть однозначно лучше — по крайней мере, с точки зрения большинства населения.
Радикально помочь ситуации может объединение всех элементов транспортной инфраструктуры, включая стационарные объекты, автомобили, светофоры и все такое прочее в единую сеть, на основе данных которой мудрые алгоритмы смогут принимать нужные решения.
Для этого нужна очень быстрая связь и протоколы обмена данными между устройствами. И то, и то уже разработано, знакомьтесь: 5G и IoT. Стандарт 5G настолько отличается от своих предшественников, что, в общем-то, уже и сотовым не может называться, он не про соты, он про гетерогенную сеть устройств. Ну, а IoT… Видимо, скоро любой памперс будет самостоятельно к Сети подключаться.
Высокооплачиваемые инженеры уровня руководителей департаментов R&D корпораций вроде Ford — люди, как правило, предельно сообразительные. Сейчас уже, вероятно, нельзя выяснить, какому именно сотруднику какой компании пришло в голову примерить на концепцию инфраструктурной сети для беспилотных автомобилей блокчейн. А очень жаль, он как минимум премию за это заслужил, потому что автоматизация транспорта с использованием блокчейн-технологий — одна из затей человечества, где их внедрение явно принесет только безоговорочную пользу.
Дано: мегаполис, в котором уже ездит несколько десятков — или сотен — тысяч беспилотных автомобилей. Каждый из них, по понятным причинам, набит вычислительными мощностями по самые подушки безопасности и непрерывно находится онлайн, причем висит на широком и крайне быстром канале. Как следствие: адаптируем какой-нибудь блокчейн под конкретные задачи, немного думаем над набором смарт-контрактов — и вуаля! Получаем массу всяких привлекательных результатов.
Для начала совершенно без вариантов всегда будет известно, где в данный конкретный момент находится тот или иной автомобиль, и чем он там занят. Это сразу даст незаурядные перспективы полной автоматизации управления городским трафиком. А софт, по крайней мере пока, ПДД нарушать не умеет, так что в сумме это исключительно положительно скажется на общей ситуации на дорогах.
Следом вместо множества логов отдельных автопилотов, из которых, чтобы использовать в дальнейшем статистику, ее еще надо извлечь и обработать, мы получаем колоссальную, обновляющуюся в реальном времени и совершенно достоверную базу данных обо всех событиях на дорогах, где есть беспилотники. Посадить на эту БД сверху нейросеть, немного дрессировки, — и довольно быстро совершенная любым из автопилотов ошибка в реальном времени будет становиться образцом для остальных машин на тему того, как делать не надо.
Ну и, наконец, машина, судьба которой с момента, когда она выехала с конвейера, фиксируется в блокчейне, становится совершенно непригодной к угону. И не только: недобросовестные сотрудники автосервисов теряют возможность обманывать клиентов, а нечистые на руку продавцы — набивать цену, предварительно скрутив счетчик. Все это не работает, когда инфа про каждый автомобиль хранится во всех остальных автомобилях.
Да и вообще — у автомобилей на блокчейне может появиться много неочевидных сейчас качеств. Например, очень хороша идея кого-то из Ford, согласно которой опаздывающий в робомашине человек может отдать команду, машина выяснит, у каких из окружающих машин включен прием оплаты услуги «Пропустить вперед», и в реальном времени заплатит несколько токенов этим автомобилям (в которых пассажиры не спешат). Ну а общая нейросеть, аккуратно поиграв в шашки машинками, позволит опаздывающему человеку, пусть и не бесплатно, но все же сократить время на дорогу.
А еще, разумеется, никто не ждет торжества беспилотников, блокчейн в автомобили начинают внедрять уже сейчас. Сервисная книжка, валидная в любой точке мира и не поддающаяся подделке, уже упоминавшиеся записи судеб автомобилей, безусловное отслеживание и контроль машин аренды и каршеринга, резкое снижение уровня аварийности за счет невозможности затем наврать ДПС… Лепота.
И да, все это будет сопровождаться социальными встрясками. Первыми, судя по всему, охренеют 3,5 миллиона американских дальнобойшиков, затем обуглятся водители такси — сначала тоже, наверное, в США. Затем окажется, что не нужны водители общественного транспорта, из метро машинистов достанут самыми первыми, а вот из поездов дальнего следования — самыми последними. И будет им всем несчастье, и будут они сильно переживать, но, возможно их утешит компания в лице бесконечного количества юристов, ставших ненужными из-за распространения смарт-контрактов, и дизайнеров, лучших из которых поменяют на карманные нейросети «Микеланджело 3.0» за двадцать баксов штука. С функцией распознавания нативной речи, между прочим