Несколько лет назад, когда мой старший еще не умел ходить, я пошла с ним на обычную, каждодневную прогулку.
Я шла по аллее, была уже поздняя красивая питерская весна. Щебетали птицы, пригревало солнце. Благодать, да и только. Аллея привела меня к небольшой церкви, которую только недавно начали возводить. Раньше это был просто пустырь, с какими-то странными буграми, которые когда-то были видимо фундаментами. А теперь вот и траву подстригли, и дорожки расчистили. Обустраивали, в общем.
Дорожка, по которой я везла коляску, прямо у церкви расходилась. Одна часть была продолжением аллеи, вторая - небольшим ответвлением, метров 200, и неожиданно заканчивалась около зарослей кустов и боярышника. Тупик по сути. Не знаю почему, но я повернула к тупику.
Я была в этом парке много раз, и много раз проходила недалеко от этой местности. Поэтому никак не ожидала найти хоть что-нибудь интересное и сейчас. Просто свернула, повинуясь сиюминутному порыву. И вдруг...в кустарнике мелькнуло что-то красноватое и немного серого. Да мало ли что там может быть. Но любопытство все таки взяло свое, я подошла ближе и обомлела.
Среди кустарника и небольших, склонивших ветки, деревьев я увидела братскую могилу.
Маленький обелиск
и лежащую рядом табличку
Сын проснулся. Пора было возвращаться. Когда я шла домой, у меня из головы почему-то никак не выходило это женское имя, написанное на табличке. Софья Кирилловна Ляшкевич. Кто была эта женщина? Может быть медсестра? И почему двое из погибших известны, а трое безымянны?
Придя домой, я села за компьютер. И та информация, что вскоре обнаружилась в пучине Интернета, совсем обескуражила меня. В братской могиле действительно были похоронены Николай Васильевич Тихомиров, Софья Кирилловна Ляшкевич и трое неизвестных бойцов.
Вот данные поискового отряда "Рубеж", которые нашли информацию об этих людях:
Поисковики разыскали Екатерину Васильевну Тихомирову, на глазах которой 18 сентября 1941 года здесь погиб ее младший брат Коля и тяжело ранен брат Миша. По ее словам в этой братской могиле, помимо трёх бойцов РККА, под взрослыми именами Николай Васильевич Тихомиров и Софья Кирилловна Ляшкевич похоронены 16-ти летний Коля Тихомиров и 14-ти летняя Соня Ляшкевич. Они погибли вместе с тремя нашими зенитчиками, фамилий которых мы так и не узнаем. Зенитная батарея стояла на берегу Дудергофки недалеко от поселка. В сентябре 1941 года ребята остались вместе с взрослыми в поселке и помогали бойцам, поднося боеприпасы. 18-го сентября Коля, его брат Миша и Соня встречали бойцов, выходивших из боя за Урицк. На этом месте, у первой парадной дома №1 поселка Клиново они попали под разрыв вражеского снаряда. Коля и солдаты погибли сразу, раненая в голову Соня умерла через день. Брату Коли, 14-ти летнему Мише осколки перебили руку и ногу. Ребят похоронили вместе с солдатами в окопе, ставшем их братской могилой, а Мишу удалось отправить в Ленинград, в госпиталь, где он и пролежал до прорыва блокады... После войны, переживший блокаду Михаил установил на могиле обелиск со звездой и памятную всем жителям поселка гранитную плиту.
Пока мои дети еще маленькие. Пока рассказы о войне для них истории из разряда "мама, а фашисты плохие, да?". Но когда они вырастут, я приведу их к этому обелиску. И расскажу про Колю и Соню, мальчика и девочку, отдавших свои жизни за нас. И про трех безымянных бойцов. Про всех.
Чтобы помнили. Чтобы знали.
А памятник, совсем недавно, тихо обновили и облагородили хорошие люди. И за это им спасибо.