Найти тему

Как климат влиял на военные походы викингов

Пожалуй, мы относимся к последнему советскому, а не совковому поколению – процесс превращения СССР в Россию уже шёл полным ходом, разделительная черта уже и это поколение рассекла надвое. Так что поводов для уже профессионального поиска меньше не стало. И для постоянного повышения профессионального уровня – тоже.

Как ни хорошо учили в годы «оттепели» на истфаке, но ни создателя советской исторической науки, исследователя социальной грани кристалла бытия Покровского, ни упомянутого Гумилёва, исследовавшего этническую грань, там не упоминали ни разу.

А оба этих историка были глобалистами в своих интересах, так что и окончивший кафедру медиевистики заочный их ученик просто не мог не стать и сам глобалистом, причём – стоящим на плечах или даже головах своих учителей, а потому видящим далее, чем каждый из них видел на своей плоскости, причём видящим в объёмном, изометрическом виде. Вот и получилось, что упомянутый выше сдвиг погоды он также увидел глобально и объёмно. То есть – не мог не заинтересоваться, как повлияет сдвиг влагонесущих масс с одной широтной полосы над территорией СССР на другую на все прочие широты планеты от полюса до полюса, а также – каковы будут последствия предполагаемых сдвигов на природу, биосферу и всё человечество. Для этого нужно было высчитать максимум поправочных коэффициентов или углов зрения на происходящее, благо с таким понятием, как поправочные коэффициенты, он познакомился ещё на первом курсе Московского нефтяного института имени академика Губкина Ивана Михайловича.

Одним из таких поправочных коэффициентов оказалось качество человеческого заполнения каждой страны, подвергшейся воздействию природного сдвига вообще, а уж Советского Союза в самой важной частности. На этом предисловие заканчивается, переходим к делу.

Что было ранее и что происходит с 1978 года по момент написания данной работы?

Как уже сказано выше, предшествующим нынешнему, был Ямало-Ботнический маршрут влагонесущих воздушных масс, то есть циклонов с Атлантики

(в особо энергичном состоянии именуемых ураганами) и тихоокеанских муссонов (которые принято в особо зверском их состоянии именовать тайфунами).

И длился он более 250 лет. То есть начался ещё до того, как паровая машина Джеймса Уатта начала победное движение сначала по Англии, потом по Западной Европе и Соединённым Штатам, потом по России, потом по Японии, что и привело к созданию техносферы, опоясавшей всю планету именно в «Средне Русском» поясе в первую очередь. До этого не было ни необходимости, ни возможности создавать многоэтажные каменные и бетонные громады, не считая крепостей и храмов, возведение которых было весьма долгосрочным, иной раз века уходили на доведение до сдачи под ключ. Вследствие чего зарождались такие классы и сословия как тайное братство каменщиков, именуемое масонами. Промышленность была на мануфактурном уровне, то есть рассеянной по халупам и схожим с ними мастерским. Так что, давление рукотворных сооружений на грунт до поры до времени было невелико. Хотя уже тогда имели место их обрушения именно из-за несоответствия этого давления несущей способности грунта, которая до самого 1978 года была во всём этом поясе фактически неизменной, а это значит, между прочим, что «плывуны» (потоки мельчайшего песка, взвешенного в подземных водных жилах) и карстовые явления не меняли своей географии. Где таковые имелись – там принимались меры, а где их не было, там они и появиться не могли.

-2

Вот с вечной мерзлотой дело было похуже – её колебания зависели от солнечных циклов, в первую очередь 12-ти и 60-летних, но до строительства на мерзлоте дело дойдёт лишь в XX веке.

Опоясывающие планету в определённом широтном поясе маршруты влагонесущих воздушных масс всегда связаны с перемещением громадного количества тепла, упомянутую влагу на весу удерживающего. Об эту стену бьются холодные арктические массы, но прорывают её относительно редко, причём чаще всего зимой.

И когда эта стена пролегает по Ямало-Ботническому маршруту, то это оберегает Италию, Грецию, Египет и Северную Африку от снегопадов и морозов почти всегда.

А вот когда маршрут Средне Русский, то такие прорывы учащаются, что, кстати, сейчас имеет место чуть ли не ежегодно.

Что же касается Степного маршрута, то тут имеется загадка, части которой которую Гумилёв мимоходом отметил порознь.

Степной маршрут, имел место c середины V века по VII.

Это расцвет степных держав после исчезновения гуннов и до расцвета империи Тан, использовавшей силу покорённых ею и признавших её степняков, успевших до того создать Великий Тюркский каганат от Жёлтого до Чёрного моря. Осколком его станет Хазария...

Потом лет на сто (VIII) имел место Средне-Русский маршрут, и Каспий начал сначала потихоньку, а потом всё скорее, но всё же ещё не быстро подниматься, ещё сто лет (IX) продолжался Ямало-Ботнический, и в это время Хазария держалась уже не на своей силе, а на наёмных воинах, оплачиваемых немереным золотом взявших в ней власть еврейских купцов-рахдонитов, хозяев Шёлкового пути, но рост Каспия ускорился, хотя ещё не перешёл его уровень опасной черты...

В конце IX – начале X века на какое-то время колыхнётся по неведомой причине южная граница нынешнего Ямало-Ботнического пояса, заехав на Средне-Русские широты, отчего накроют дожди и снегопады водосборы Верхней Волги и Камы, Каспий ещё немного поднимется – и народ хазарский уже начинает терять свою экологическую нишу: уходят под воду заливные луга и рыбные нерестилища, закрытые более толстым слоем воды, чем это рыбе требовалось. Сократились и плавни Нижней Волги и Терека...

Гибель пришла не сразу, но первый толчок дал рост Каспия, второй – сдвиг гонимых засухой степняков, а потом пришло войско Святослава Киевского.

И хотя степь опять начнёт зеленеть, пролитая между степняками кровь будет требовать отмщения, и они будут продолжать давить друг на друга от Иртыша до Дуная, а сдержать их с исчезновением Хазарии будет некому.

Русь будет просто отбрасывать их от себя, но не станет регулировать жизнь в Степи, как это делали хазары.

Но что интересно – Средне-Русский маршрут циклонов в VIII веке был не так многоводен, чем станет в 1250-1350 годах. Почему?

С самого исхода того же VIII века начались набеги викингов на Европу.

Что-то, мешавшее им ходить в дальние морские походы, исчезло.

И нам следует посмотреть на запад. До Исландии они добрались менее, чем через столетие – ещё в 870-х годах, до Гренландии первым добрался исландец Гунбьёрн тогда же (в 875 году), но название она получила в 982 году от исландца Эйрика Рыжего (смотрите статьи об Исландии и Гренландии в Советской Исторической Энциклопедии).

И отражало это название (Грюн Ланд, то-есть Зелёная Страна) вполне реальное состояние дел, потому что заселение её началось и продолжалось, а добравшиеся независимо от викингов до Свальбарда-Шпицбергена новгородцы приняли его за Гренландию, о которой слышали от соседей-норвежцев, и назвали Грумантом, исказив, как это везде принято, чужие слова на свой лад.

И в середине XIII века анонимный норвежский автор сообщил, что видел в Гренландии два города, три монастыря, пятнадцать церквей и «когда солнце стоит высоко на небе, оно радует всё живое и земля приносит полезные растения» (об этом читайте в предельно добросовестном с научной точки зрения романе Леонида Платова «Страна семи трав», второй части дилогии «Повести о Ветлугине», см. двухтомник Платова, М., Молодая гвардия, 1980, том 1, стр.528).

Следовательно, и Грумант-Шпицберген тоже был зелёным. Да и Винланд – Виноградная Страна – был же в Америке там, где теперь не то что культурного, но и дикого винограда нет. А тогда был – викинги уже знали, что такое виноград, ошибиться, спутать его с морошкой не могли.

Но почему же вместо этой Зелёной Страны 110 лет осваивалась каменистая Исландия, с самого начала названная к тому же страной льдов?

Может быть, в то время Гренландия ещё не была зелёной, а стала ею ко временам Эйрика Рыжего?

И в этом причина разницы двух вариантов Средне-Русского маршрута?

Но после таких приятных известий от середины XIII века положение меняется, и не то что Винланд, а и Гренландия становится всё менее доступной – айсберги всё чаще перекрывают путь кораблям, граница вечных льдов смещается всё южнее, Гренландское холодное течение меняет географию штормов, и в конце концов о Винланде забывают начисто, а остров Гренландия оказывается для европейцев чем-то легендарным, хотя захвативший Исландию и объявивший себя владельцем и Гренландии датский король попрежнему считается её хозяином. Как наше Приморье при Наздратенко или Корякский округ осенью и зимой 2004-2005 годов. Отрезанные гренландцы, как выяснят позже археологи, вымрут после отчаянной борьбы с погодой и от последствий вынужденного кровосмешения, приведшего к физическому вырождению, в середине XV века. Только с середины XVI века снова начнут появляться в этих местах корабли из Европы, ища проход в Тихий океан и натыкаясь на лёд, лёд и снова лёд. Но хоть появляться смогут...

Автор: Бахромхонтура Махдумзод (востоковед, санскритолог, этнолог)

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!