На самом деле, наш сегодняшний пациент имеет кое что общее с предыдущим. В том смысле, что творение шведов обладает схожим умением превращать таблицы, полные характеристик и скупые описания в полноценные истории. В этом легко убедиться: почитайте отзывы в Стиме (и если вдруг захотите приобрести это чудо, дождавшись традиционной скидки в 50-80% на всё, не забудьте поискать русификатор в мастерской, ибо местный английский стилизован под древность и тяжёл). Они на 90% состоят не из описания механик, а из описания историй. Однако, если RimWorld строится вокруг личностей и предполагает имитацию обстановки задушевного рассказа, предмет нашей сегодняшней беседы предпочитает холодный тон средневекового летописца и отстранённость бывалого политикана.
Возможно, кто-то захочет фыркнуть. Дескать, что может быть общего у обычной бездушной стратегии с искусством? Хороший вопрос, уже содержащий в себе ответ. Потому что "Парадоксы" не занимаются обычными бездушными стратегиями. Эти люди искренне любят то, что делают. Они вкладывают в свою работу душу. В конце концов, вы когда-нибудь задумывались о том, как вообще опознать, что перед вами: продукт или искусство? Я вот задался и вывел для себя, что главное в искусстве, это умение донести до человека некую важную мысль в ненавязчивой форме.
Кудесники шведской игровой студии не ставили своей целью изменить ваше мировоззрение. Они не говорят вам, что шовинизм - это хорошо. Они просто с дотошностью школьной золотой медалистки воссоздают эпоху и её нравы. Они даже дают возможность игроку их поменять, но показывают, как туго мир принимает эти изменения. Главная хитрость нашего сегодняшнего пациента заключается в том, что вы управляете не страной... не герцогством и даже не деревенькой. Вы управляете человеком, который управляет страной-герцогством-деревенькой. Вы ведёте этого человека за руку сквозь годы, вместе с ним радуясь успехам на охоте, подсчитывая полученные с налогов монетки, и размышляя, за кого бы выдать свою дочь. И этот человек стареет. И когда он погибнет, вы будете управлять его наследником. Если вы были хорошим отцом и ничего плохого с вашей династией не произошло, то наследник будет умелым политиканом и здоровым воином. А если бог отвернулся от вас и лёгкое ранение закончилось сепсисом, то вполне возможно, что наследником будет двухлетняя несмышлённая дочь со злым регентом-иноверцем.
Эти же правила касаются не только вас, но и всего мира игры. За каждым государством стоит династия. Династия, которая опирается на вассалов. А у вассалов свои семьи. Точно такие же семьи есть и у ваших вассалов. У каждого из них свои собственные интересы, мечты и устремления. И они, как и вы, оказываются в ситуации, когда необходимо выбирать: поставить ли казначеем своего пьянчугу-брата или талантливого мелкого барона. Что будет лучше для государства? Хороший чиновник или же назначенный по блату родственник, который, зато, не будет за это бунтовать.
Это ли не искусство? Ты просто играешь в игру, но при этом твой взгляд на мир меняется. Окунувшись в средневековую возню за власть, ты по-другому смотришь на уютный и безопасный современный мир. Научившись вычленять людей, на которых, на самом деле, держится твоя и чужая государственная структура, ты начинаешь понимать всю хаотичность абсолютно любой структуры реальной. Никакой дидактики. Никаких нравоучений. Просто имитация жизни средневекового феодала. Выводы вы делаете для себя сами.
Ну и, конечно же, стоит вскользь упомянуть образовательную функцию. Отдельно, ведь искусство и образование, вещи немножко разные и не обязаны пересекаться. Да, разумеется, реальные границы государств и реальные исторические имена вы встретите только в самом начале партии. В конце концов, какой был бы смысл играть, если бы историю нельзя было бы изменить? Однако, география абсолютно реальная. И абсолютно реальны все используемые в игре термины. Диалог двух опытных игроков пестрит такими оборотами, как "я навязал ему матрилинейный брак", "удалось уговорить совет на полусалический принцип престолонаследия" и "этого щенка я велел звать кафиром и вышвырнул прочь из дома".
Погружение в своё собственное прошлое - дело, вне всякого, благое. Иногда нужна возможность без предрассудков взглянуть на мир с точки зрения, отличной от привычной. Разве не за это мы любим книги и фильмы? Но только в играх есть возможность попробовать повлиять на рассказываемую историю. Это куда как лучше проверяет на прочность человеческие убеждения. Если вы не согласны с персонажем книги, всё, что вы можете сделать - это перестать ему сопереживать. Если вы не согласны с миром игры, вы можете его изменить. Crusader Kings позволяет вам хоть взять в руки исламское государство и добиться того, чтобы на троне сидела женщина... разумеется, столкнувшись с тем, что мир будет пытаться всеми силами этому помешать.
Иногда нам не нужны далёкие миры, космические корабли и магия. Не нужны три дракона и огромная стена через весь Север, чтобы осознать, насколько жестокой может быть игра престолов. Достаточно иметь хотя бы деревянный форт, герб на щите, чёрную тучу угрозы чумы и желания навязать всему миру своё непопулярное мнение.