Года три назад в турпоездке меня поселили в одном номере отеля с интеллигентной пожилой болгаркой из Карнобата.Она оказалась в прошлом воспитателем детского дома,который находился рядом с Карнобатом,в селе Сигмен.Сейчас этот детдом расформирован.Смеясь,она рассказала,что после того,как она устроилась на эту работу,ей пришлось в спешном порядке выучить цыганский (ромский)язык.Точнее,один из диалектов ромского языка.Подавляющее большинство воспитанников оказались цыганятами и надо было знать,о чём они говорят между собой и что замышляют.Как я поняла,в социалистические времена,если родители вели асоциальный образ жизни,не работали и не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей,их без сожаления лишали родительских прав,а ребятишек отправляли в детдома. Цыганских семей это касалось в полной мере.Моя новая знакомая сказала,что специально она не отслеживала дальнейшие судьбы своих воспитанников,но кое-кого встречает в Карнобате и по сей день.Одним удалось получить образование и профессию,они работают и ведут тот же образ жизни,что и среднестатистические болгары.Такие люди(увы,их меньшинство)и жить предпочитают среди болгар,Другие же пополнили собой число обитателей цыганской махалы.Там всё довольно грустно.Так что силовые методы решения проблемы интеграции цыган во времена социализма оказались не слишком эффективными.
Не силовые методы ,как выясняется,тоже пока что особого успеха не имеют.Конечно,в чём-то нынешние болгарские власти молодцы.Например,недалеко от Подвиса находится село Лозарево и в нём каждый год проводится межэтнический фольклорный фестиваль "Мы разные,но мы вместе".Выступают коллективы художественной
самодеятельности-главным образом из Бургасской области.В том числе и цыганские народные коллективы.Я трижды была на этих фестивалях и мне очень понравилось выступление танцевального цыганского ансамбля из города Средец.Девушки в ярко-красных костюмах с отличной пластикой и хореографической подготовкой.А завершается этот фестиваль каждый раз тем,что его участники и зрители танцуют хоро.Болгары,турки,цыгане,каракачаны-все вместе.
Однако,как пишут местные СМИ , и в нынешние,демократические времена цыгане продолжают оставаться самой необразованной и неквалифицированной частью населения,в массе своей живущей на социальные пособия и случайные неофициальные заработки.Торговля наркотиками,проституция,нелегальный трафик мигрантов в страны Старой Европы,наконец,организованная продажа голосов на выборах разных уровней - обо всём этом местная пресса и российские блогеры часто пишут как о типично цыганских промыслах.
Сама я свидетельницей каких-либо криминальных проявлений не была ,так что говорить не буду.Один только раз года три назад пошла на чешму за селом и увидела в поле недалеко от источника внушительные кучи мусора,которых ещё пару дней назад там не было.Подумала,что табор останавливался.Потом выяснилось,что к селу подъехал передвижной публичный дом.Развернули палатки,жрицы любви приготовились к приёму клиентов,а их руководитель пошёл в село этих клиентов зазывать. Но тут сельские женщины проявили бдительность,быстренько вызвали здешнего полицейского и борделю пришлось срочно грузиться на телеги и убывать восвояси.Но даже за это короткое время намусорить умудрились основательно.
А вот о тех цыганах ,кто живёт в нашем селе и с кем периодически приходится встречаться-рассказать могу.