Найти тему
Немного о технике

Атомный гигант радиоразведки СССР. Какова судьба корабля ССВ-33 "Урал"

Оглавление

В нашей стране был создан уникальный разведывательный корабль ССВ-33. «Урал» был построен в единственном экземпляре и не имел аналогов. У создателей данный проект вызывает гордость. «Урал» был создан для покорения морских просторов и разведки. Но в жизни совершил лишь один короткий поход.

Предыстория создания

В семидесятых-восьмидесятых годах отношения между США и СССР были особенно напряженными. В арсенале Америки появились новые ядерные ракеты, а также система ПРО с базой в космосе. СССР тоже отреагировал разработкой нового оружия.

На одном из Маршалловых островов у США имелась база для управления ядерными испытаниями. Этот регион очень интересовал разведку СССР. Поэтому появилась необходимость создания разведывательного корабля, который мог бы получать стратегическую информацию для Союза. Такого судна на тот момент в арсенале страны не было.

-2

Чтобы контролировать американский Атолл Кваджалейн, требовались определенные технологии. Поэтому было принято решение построить корабль для военной разведки, который бы был оснащен многофункциональной радиоэлектронной платформой. Конечно, такое судно должно было быть автономным. Поэтому было принято решение оснастить его атомным реактором.

Начало строительства

Проект начали разрабатывать в 1975 году. Ответственная миссия была возложена на ЦНПО «Вымпел», а главным конструктором стал Михаил Архаров. Основная задача состояла в том, что необходимо было создать новейшую технику, которая бы собирала нужную информацию при помощи радиолокации. Фактически аппаратура должна была перехватывать чужие сигналы подводных, надводных и воздушных объектов.

-3

Разрабатывать атомный реактор для корабля поручили ЦКБ «Айсберг». Вначале корабль назвали «Коралл», потом переименовали в «Урал». Его заложили на верфи в 1981 году, а на воду спустили в 1983 году. Правда, работа над ним продолжалась еще в течение трех лет.

В чем преимущество корабля?

Разведывательный корабль мог, благодаря своему оснащению и мобильности, перемещаться в нужный район и вовремя обнаруживать и сопровождать необходимые объекты.

Первый поход

В 1998 году корабль совершил свой первый и единственный переход к месту службы. Стоит сказать, что до места назначения в Тихом океане он так и не дошел из-за частых поломок.

-4

С момента спуска корабля на воду то и дело случались неполадки. Во время похода судно не дошло до полигона США. Но при этом корабль все-таки стал флагманом разведки Тихоокеанского флота. Даже с места своего нахождения он мог выполнять поставленные разведывательные задачи. Мощный потенциал установок позволял улавливать информацию даже на большом расстоянии.

Утилизация корабля

В начале девяностых на корабле случилось два пожара, разрушивших машинное отделение и корму. Из-за распада Союза денег на ремонт, конечно же, не было. Поэтому корабль фактически оказался недееспособным. Долгое время к нему не проявляли интереса. И вот в 2001 году встал вопрос о его утилизации, поскольку содержать такой комплекс нет средств, да и надобности.

Однако стоит понимать, что речь идет не о простом корабле, а о судне с атомным реактором. Поэтому просто порезать его на металл невозможно. После проведения тендеров стало понятно, что на процедуру утилизации потребуется миллиард рублей.

Вместо послесловия

«Урал» стал настоящим символом уходящей эпохи. Он был создан для далеко идущих целей, но фактически не использовался по назначению. Его срок службы был столь коротким, что он даже не успел себя зарекомендовать. После распада СССР такой мощный комплекс оказался ненужным. Содержать его и ремонтировать просто не было средств. Как бы то ни было, но он был уникальным и неповторимым. Аналогичных судов в мире не было.