Я пишу о людях, изображенных на картинах. Эта статья - про мальчика, позировавшего для хрестоматийной картины Федора Решетникова "Опять двойка", и его семье, пережившей драматические события.
"Опять двойка" была написана в 1952 году и является второй картиной трилогии про школьников, которую художник писал, начиная с 1948 года.
Мы видим на полотне весьма эмоциональную сцену: мальчик пришел из школы, получив двойку, и семья осуждающе смотрит на двоечника. Только верный пес искренне радуется мальчику. Художник сумел передать разнообразную гамму чувств, испытываемую всеми участниками действия. На создание атмосферы и образности работает каждая деталь. Видавший виды портфель мальчишки (возможно, его часто пинали, например, играя им в футбол), торчащие оттуда коньки ясно говорят о живом подвижном характере мальчика, не склонного к усидчивым занятиям. Не то, что старшая сестра-пионерка.
Обращает на себя внимание отрывной календарь на стене, прикрепленный к картонной репродукции первой картины из трилогии Решетникова - "Прибыл на каникулы".
Приведу тогда уж и третью картину. Она называется "Переэкзаменовка" и написана в 1954 году. В определенном смысле она продолжает тему "Опять двойка", так как показывает мучения двоечника, вынужденного летом готовиться к повторным экзаменам, в то время, как его друзья вовсю отдыхают на каникулах.
Если верить "Википедии", для образа главного героя картины "Опять двойка" позировал сосед Решетникова - сын художника-авангардиста Густава Клуциса - Эдвард. Хотя на полотне он выглядит примерно 11-летним, на самом деле ему было 14 лет. То, что мальчик-подросток такой щупленький и маленький, вполне объяснимо, если учесть, в какие трудные годы он рос. Питание было, конечно, плохое. И никакой акселерации.
Мальчик вырос сиротой. Он фактически не знал отца. Дело в том, что Густав Клуцис в 1938 году был огульно обвинен в «фашистском заговоре латышских националистов» и расстрелян. Эдвард был тогда младенцем. Реабилитировали Клуциса в 1956 году.
Клуцис принимал активное участие в революции, был большевиком и латышским стрелком. Занявшись искусством, он творил в стиле авангардизма, очень популярном в послереволюционные годы. Он любил экспериментировать и был чуть ли не первым, кто начал разрабатывать фотомонтаж как элемент изобразительного образа.
Решетниковым и Клуцисам дали квартиры рядом. Они дружили семьями. После ареста и расстрела Густава его жене В.Н. Кулагиной пришлось нелегко. Как жена врага народа она сама висела на волоске, в любую минуту ее могли арестовать. На руках был младенец-сын. Решетников предложил ей поменяться квартирами, что и было сделано.
Интерьер на картине художник писал в своей квартире, то есть бывшей Клуцисов.
Как дальше сложилась судьба мальчика, не могу сказать подробно, информация скудная. Известно, что в 1989 году он запросил и получил от Военной коллегии Верховного суда СССР дело своего отца. Его мать сумела сохранить картины художника. Они сейчас хранятся в Третьяковской галерее.
Почитайте еще на моем канале:
Человек с портрета: тот, кто помог героям Гомера заговорить по-русски
Кому и зачем клялись Горации: картина Давида
Женщина, любовь к которой изменила архитектурный облик нескольких городов