Найти тему
Аналитика о разном

Обслуживание машины и системное мышление.

Подводя некоторый итог серии статей про ТО хочется затронуть общую идею системного мышления. Сам по себе автомобиль представляет из себя совокупность огромной кучи деталей. И все они каким-либо образом влияют на опыт владения и использования транспорта.

Конечно же, есть замечательные истории про фантастическую надёжность японского автопрома, которую все помнят. Вот только она кончилась вместе с концом 20 века. Общий канон этих историй выглядел как - "я купил и катался на вот той самой тачке (королла, камри, марк, краун, подставить что хочется), только заливал бензин, и потом продал дороже, чем покупал, потому что Тойота. То есть год-два не менялось вообще ничего. В том числе технические жидкости. Выносливые машинки, что сказать. Отсюда до сих пор идёт нездоровое ценообразование на те же Прадо, LC 200, Камри, и их дикая угоняемость. Когда сегодня ты купил краденый Прадик и поставил его на учёт, а через полгода у тебя его так же увели. Также вспоминается W124, на котором довелось покататься достаточно продолжительное время, и его проблемы. Эх. А "те самые" японки очередной владелец иногда хотел привести в адекватное состояние, и вот тут начиналось.

Вот только с тех пор прошло много лет, и "те самые" уже представляют из себя реликты другой эпохи. Новые поколения машин после 2000 года уже соответствуют другим стандартам. Те же двигатели премиальных автомарок, турбированные, при малом объёме требуют повышенного внимания к чистоте радиаторов. А без этого через год легко получить перегрев. Сам по себе двигатель у премиальных немцев сейчас работает на повышенных температурах, и тот же термостат в некоторых моделях является расходником. Опять таки про проблемы с трансмиссиями, которые не рассчитаны на стояние по пробкам (спортивный автомобиль с мощным турбированным двигателем, который катается\стоит (даже когда катается, ну вы знаете как это бывает) и его спортивный робот\вариатор, и так меееееедленно, по пробочкам, аж дух захватывает).

В итоге мы имеем различные особенности проведения ТО, которые те же 20 лет назад были совершенно неочевидны при обслуживании гражданских легковых автомобилей. Например считать не километры, а моточасы. Знать подробности работы свежекупленной дорогой премиальной машины. И знать это не первому владельцу, а второму и далее, спустя гарантийный срок (иногда раньше, но там уже вопрос настойчивости владельца, и работы юриста). Менять жидкости не только по времени, но и просто после перегрева. Масло после перегрева полимеризуется (сворачивается). И не только в двигателе. В той же коробке передач после перегрева (особенно привет вариаторам) тоже ничего хорошего не происходит. Особенно это интересно в сопоставлении стоимости последующих проблем. Да и в плане перегревов, те самые куча трубочек в труднодоступных местах, могут доставить кучу информации для размышления. Когда там частично что-то треснет, и незаметно трубочка стоимостью 437 р. принесёт несколько сот тысяч расходов. Следить не только за уровнем жидкостей, но и за их состоянием. За "запотеванием", за доливом масла, иметь представление, что турбина - тоже расходник.

Далее та же самая ходовая. Когда идут интересные вопросы не только про пневматику. Где сами по себе баллоны постепенно трескаются (лет за 5 в среднем), компрессор после многих лет работы "вдруг" кончается. Пневмоблок клапанов тоже, типа "несколько лет назад их было на разборках много". Да, а сейчас просто так кончились. Бегайте ищите. Или с обычными стойками, когда "по-наличию" ставят стойки меньшего (заметно) диаметра, сильный неоригинал, даже не замена оригинала, и потом, жалуясь на ходовую, думают, как бы попроще особо ничего не делая обойтись без замены стоек (которые некондиция).

-2

И иногда нет ничего забавнее гордого владельца RX 350, бегающего за скидочкой 70р. Который не бегает, а катается, прокатывая несколько больше. Зато получает всю полноту информации по ценами.

Собственно при чём здесь системное мышление? Как минимум при том, что огромное количество проблем достаточно предсказуемы, при сопоставлении некоторых фактов. Изучайте нюансы, иногда они могут сэкономить не одну сотню тысяч. Принимайте во внимание работу инженеров, которые специально для "нового поколения" могут применять "продвинутые композитные" пластиковые детали в труднодоступных местах, которые с удовольствием могут рассыпаться на морозе, при обычном (для вас) воздействии. И что выяснение этих вещей иногда длится достаточно долго (и дорого). А можно же было машину всё-таки погреть, и только потом что-то делать.

На этой ноте хочется завершить свои размышления на тему неочевидностей в обслуживании автомобилей. Предыдущие статьи:

Неочевидные подробности ТО

Масло для ТО

Подробности ТО. Связь помпы и системы ГРМ.

Если статья вам понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь, присылайте новые темы для обсуждений.