Четыре года назад мы с мужем принимали участие в шествии Бессмертного полка в Москве. Это было величественнейшее шествие. Нас тогда уже было более полумиллиона.
Всю жизнь буду счастлива, что мы сделали это!
Было очень трудно, честно.
Шествие началось фактически уже в метро.
С трудом втиснулись в колонну и двинулись к Красной площади.
Много сейчас пишется злопыхательных статей, якобы движение Бессмертного полка формализуется, становится принудительным. Но я никогда не поверю в это! Вы бы видели, в каком едином порыве шли люди!
Так получилось, что в одной шеренге с нами шёл мэр Москвы, Собянин,
шёл парень с Донбасса,
шли старенькие ветераны и маленькие детишки
Шли очень медленно, часто останавливались, подолгу стояли. Пели песни. Перекатывалось оглушительное "Уррраааааааааа!" от Красной площади до Белорусского вокзала и обратно.
Безжалостно палило солнце.
И так получилось, что как раз за Мэрией, на самом солнцепёке, мы остановились надолго. Стояли и ждали, когда начнётся движение. Труднее всего было маленьким детишкам. Они ведь всё-таки не совсем полностью понимали, зачем это всё...
Родители, как могли, пытались их занять, развлекали. А одна мамочка, умница, показала своей дочурке на одного еле двигающегося и держащегося за бортик ветерана и сказала :" Смотри! Он победил в войне! И поэтому мы все живём! И, возможно, ты - последняя, кто сможет пройти с ЭТИМИ ЛЮДЬМИ в одном строю!!!"
Конечно, это так...
Мне очень и очень повезло. Один из моих дедов вернулся с войны. Не было и нет человека в моей жизни любимее него. Очень хорошо помню, как на праздник 9 мая я выходила не с портретом деда, а с ним самим...
Светлая память ушедшим, долгая лета живущим! Низкий поклон им всем!
Но не так скоро уйдут ветераны...
Напомню, что я работаю простым кассиром в Дикси.
В магазин, в котором я сейчас работаю, часто заходит дедуля и покупает пакет крупы. Каждый день.
Однажды разговорились, и он рассказал, как после войны он был совсем маленьким мальчишкой. Жили на бывших оккупированных территориях. Еды не было. Совсем. Так вот они, мальчишки, ловили птиц и ели.
Рассказал, как жалко было этих птиц. Они ведь не ожесточились тогда, не стали выживающими зверятами... Они жалели птичек! Жалели, но убивали и ели... Чтобы выжить. Он со слезами это рассказывал! И они выжили!
И ещё в те свои совсем детские годы он дал себе слово, что, если выживет, он в благодарность будет КАЖДЫЙ ДЕНЬ КОРМИТЬ ПТИЦ! И он все эти годы держит это слово!
Это сегодня он снова пришёл за пакетом крупы...
Когда он всё это рассказывал, я тоже чуть не плакала... Вспомнила мамочку свою, тоже дитя той войны. Она ведь всю жизнь потом крошки хлебные не могла со стола смахнуть... Пальчиком брала со стола - и в рот...
Нет, не так скоро уйдут ветераны! С нами рядом ещё много детей той войны. А они ведь - тоже ветераны. Пусть не так осознанно, как взрослые, но они тоже принимали в ней участие, даже совсем маленькие. И тягот перенесли не меньше, а порой и больше взрослых!
В каждой крупинке зерна в руке этого ветерана память о войне и благодарность мирозданию за то, что мы живы, что есть у нас эта прекрасная планета!