Сейчас в нашем городе расположено почти 9 000 объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия. А исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников являются объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Не удивительно, что любые изменения законов в сфере охраны памятников влияют на наш город непосредственно.
30 апреля на сайте КГИОП появился проект поправок к федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Документ практически сразу был исследован градозащитниками, у которых появилось немало опасений.
Казалось бы, с течением времени закон должен становиться только лучше, ведь по ходу его применения обнаруживается большое количество недочётов и проблем. И действительно, размещённый на сайте проект содержит множество здравых предложений, но есть у него и другая сторона. Многие статьи и подпункты закона будут хорошо работать при условии честности и порядочности их исполнителей, но создают "лазейки" для недобросовестных лиц. Остановимся на самых явных недочётах:
1. Регенерация:
В статью 5 предлагается внести пункт о допустимости на территории памятника проведения неких "работ по регенерации историко-градостроительной среды", подразумевающих восстановление методами реконструкции и строительства утраченных ценных качеств исторической среды. К сожалению, наш город знает немало примеров, когда под видом "воссоздания" исторической застройки сооружались современные здания, не имеющие ничего общего с историческими и диссонирующие со всей окружающей застройкой.
2. Отсутствие публичности:
Из статьи 32 будет исключён пункт 4, обязывающий публиковать заключение историко-культурной экспертизы в интернете: "Заключение историко-культурной экспертизы подлежит обязательному размещению (...) на официальных сайтах указанных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет". Остаётся неясным, как это будет сочетаться с принципом гласности, закреплённым статьёй 29 того же документа?
Историко-культурная экспертиза - один из важнейших этапов, который должен проходить открыто.
3. Текущий ремонт "без правил":
Законодательство накладывает серьёзные ограничения на работы по сохранению объекта культурного наследия. Однако с новой редакцией закона "текущий ремонт" станет для контролирующих органов своего рода слепым пятном. Ведь их можно будет производить без предоставления научно-проектной документации, без авторского и технического надзора (см. статья 45, пункт 3). Конечно, исключение многих требований серьёзно упростит уход за объектами, но откроет дополнительные возможности для экономии и попросту некачественных работ.
По факту, подобный "текущий ремонт" может нанести серьёзный вред всему объекту, если его исполнители будут обладать низкой квалификацией.
4. Нулевые годы по особым схемам?
Положение о государственной историко-культурной экспертизе приняли в далёком 2009 году. Однако многие памятники истории и культуры были выявлены раньше вступления в силу этого положения. В Петербурге выявленных объектов культурного наследия около трети от всех охраняемых зданий. Специально для них статьёй 64.1 хотят ввести упрощённый порядок включения в реестр. Вот только этот порядок касается также и решений об отказе во включении. Таким образом, орган исполнительной власти сможет без историко-культурной экспертизы отказаться включать выявленный объект культурного наследия в реестр.
Уже 4 этих пункта дают серьёзные поводы для беспокойства. А ведь в документе могут быть и другие опасные изменения. Если какой-то из пунктов предлагаемых изменений кажется вам неправильным - сообщите нам об этом, а лучше - напишите соответствующее обращение через Единый портал обращений граждан.
Все мы хотели бы жить в прекрасном мире, где каждый человек (будь он чиновником или застройщиком) подходил бы к сохранению культурного наследия со всей ответственностью, соблюдая и дух, и букву закона. На практике же, недобросовестные бизнесмены активно используют любую неточность и двойное толкование в свою пользу, получая материальную выгоду в ущерб объектам культурного наследия.
Мы призываем власти, как городские, так и федеральные, обеспечить широкое общественное обсуждение планируемых законодательных изменений с участием экспертов и общественных организаций.
Мы благодарим ВООПИиК СПБ и Анну Капитонову за оперативно проведённый анализ документов.