Данная статья относится к Категории: Встреча Наставника-профессионала
«Я написал воспоминание об Иосифе Михайловиче. Не мог не написать.
Мастер Маневич.
Уже сейчас, заседая в приёмных комиссиях, я понимаю, что никогда бы не поступил в институт, если бы не Моня. Больше того, я бы сам себя не принял. Что он разглядел во мне, двадцатишестилетнем смазливом артисте провинциального театра? Я поступал, не имея представления о кино настолько, что даже «Чапаева» не видел. О порядке поступления во ВГИК не знал ничего и на мандатную комиссию пришёл под хмельком, уверенный, что мандатная - это вручение студенческого билета-мандата.
Захожу в приёмную ректора, сажусь перед секретарём, кокетливо на неё поглядываю. Не знаю, что она про меня подумала.
- Идите, - говорит, тычет в сторону ректорского кабинета.
- Куда? - тупо говорю.
Мама моя! Захожу, а там человек пятнадцать народу в пиджаках и галстуках, невзирая на жару.
Усадили в кресло. Чего-то там про мои отметки. А я трясусь от страха - от меня спиртным несёт.
- Скажи-ка, Валера, - говорит Иосиф Михайлович Маневич, - ты в армии сержантом был?
Я ответить не мог. Затряс головой, загугукал.
А Моня гордо осмотрел присутствующих.
Я выбрался в приёмную, упал на стул перед секретаршей, измученно уставился на неё, а она мне выписала студенческий билет.
Он и дальше страшно гордился мной.
- Кем ты сейчас? - спрашивал он.
- Кочегаром.
Моня, как на мандатной, гордо глядел на присутствующих.
- Кто ты у нас?
- Дворник.
Моня поворачивался к аудитории и разводил руками - вот, мол, какие у меня люди на курсе! И упорно ставил мне четвёрки по мастерству. А мне хотелось пятерку, и писал я вместо одного немого этюда - восемь, вместо одной новеллы - три. Как же я его не любил! «Издевается, - делился с другом, - издевается, и всё!»
На каждом курсе, а особенно когда много девиц, чрезвычайная ревность к расположению мастера. Выходим на перерыв между лекциями, Моня меня обнимает за плечи, прогуливаемся. Сокурсники в дикой зависти. А Моня:
- Как дела, Виталик?
Я, Валерик, креплюсь, назло студентам, да и неудобно поправлять мастера.
- Как дела, Виталик?
И четвёрка по мастерству за семестр. Уж совсем потом, на выпускном вечере, когда все выпили и
Моня тоже (он был непьющий), я сказал:
- Иосиф Михайлович, сколько я из-за вас повышенных стипендий не получил!
- Как это?
- Вы мне четвёрки по мастерству ставили!
- Так сказать надо было, старик!
За эти четвёрки я ему до сих пор благодарен. В профессии сценариста одна из самых важных составляющих ремесла - уметь переписать, переделать, не теряя лица, почерка, если надо, в пользу новой работы, на время оставить предыдущую. Написанное не пропадает, надо уметь ждать, иногда годы. Сколько людей, и очень талантливых, погибло на одном действительно хорошем сценарии. Напишет человек отличную вещь и годами ходит с ней, пробивает. Я плохо усвоил урок и потерял несколько лет, таская по студиям хороший, но единственный сценарий. Отчаялся, плюнул, стал работать дальше, а это моё произведение в своё время было снято. Сценарист - профессия стайерская. Тут не важен старт и не важен спурт на финише, а важна вся длинная, изматывающая дистанция. Моня понимал в этом деле.
Маневич был последним мастером-педагогом. Не знаю, может, и до него их не было. Как он учил? Никак. Все четыре года он обещал нам прочесть лекцию по новеллистике Чехова, так и не прочёл. Хотя прочёл, только это был не академический час, а все годы обучения, где с новеллистикой Чехова преподавалась краткость изложения ситуации у Пушкина, искусство построения характера у Лескова, детектив Достоевского и тяжелая поступь прозы Толстого. Например: «Обратите внимание, сколько профессий у персонажей Чехова. А у вас, коллеги, то общежитие ВГИКа, то умирающая старушка, то кто-то спешит на свидание, а она не приходит».
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы
Изображения в статье
1. Автор: в источнике не указан - http://fotki.yandex.ru/users/kadjo/view/195441/?page=7, Добросовестное использование (Увеличен размер, повышена резкость, изменён формат),
2. Автор: Кобас - собственная работа, Общественное достояние,