О конфликтах туристов с местными жителями на Алтае
В последнее время в разных ресурсах, посвященных Алтаю, часто попадаются на глаза посты, объединенные общей темой – страха по отношению к алтайцам. И, что, мол, деньги за палатки требуют, и пастухи могут наброситься с ружьем и мало ли что…
Я не буду сейчас рассказывать про «злобных вымогателей», которые, к примеру, берут за въезд на «Марс», где, на минуточку! – регулярно убирается мусор, построены туалеты и т.п., об этом я говорила не раз. Особенно в свете того, что прекрасно знаю эту семью.
А хочу показать взгляд с еще одной стороны...
…Есть на Южно-Чуйском хребте два расположенных рядом прекрасных озера – Аккёль и Каракёль, Белое и Черное. Их так назвали по цвету воды, берега их покрыты белым песком, усыпанным цветами. В воде отражаются заснеженные вершины. В общем, красота. Смотрите в предыдущих постах, недавно я выкладывала фото оттуда.
Ну так вот. А прямо перед заездом на эти озера находится летняя чабанская стоянка. И всякий раз, когда мимо проезжает машина с туристами, из стоянки выбегает человек, прыгает на коня и мчится навстречу.
Разговор с ним может развиваться по-разному. Можно разойтись миром. Можно очень сильно поругаться.
Обычно он просит отлить ему пару литров бензина. Или просто находится рядом и наблюдает, как вы проезжаете мимо.
Почему он так себя ведет?
Те, кто ездил на эти озера, наверняка обращали внимание на поляны слева от дороги, покрытые сочной, ярко-зеленой травой, так выделяющейся на фоне серо-коричневых окружающих скал. Дорогу пересекают ручьи, иногда размывая ее.
...В этом районе, стоящем на вечной мерзлоте, с очень суровым климатом, где почти ничего не растет, есть только один способ заработать людям себе на жизнь. Это скотоводство. Летом животные выпасаются в горах. Но зимой их нужно чем-то кормить. И пастухи пытаются вырастить хоть какую-то траву в местах, где имеется хоть какое-то подобие почвы. Ведь, если не будет заготовлено сено, животные зимой погибнут. Напоминаю, что средняя температура в этом районе зимой -25-45°С. Без еды выжить невозможно. Поэтому выращивание травы, а затем и сенокос – это для чабана святое.
В подготовке покосов принимает участие вся семья, в том числе, и дети. Сначала участок расчищается. Вручную с него выносятся все камни, в том числе, и тяжелые. Делают это дети, под палящим солнцем или пронизывающим ветром. Представляете, сколько сил, времени, терпения в это вложено?
Он огораживается от скота, к нему подводят искусную систему мелиорации от ближайшего ручья. Несколько раз в день чабан передвигает камни в арыке, чтобы вода поменяла направление.
А теперь представьте ситуацию. Едет машина с туристами, к примеру, экскурсия человек 6 на УАЗике. Перед ними открываются два этих озера, красивейшие горы и вся эта толпа вываливается из машины и начинает ползать по покосу в поисках нужного ракурса. Итог – трава вытоптана, а восстанавливается она в этих местах с большим трудом. Что бы вы почувствовали на месте этого чабана?
Или едет обычная городская машина. Она уже нацепляла брюхом камней по дорогам и вот на пути у нее оросительные арыки. В них – раскисшая почва и машина, конечно же, застревает, начинает буксовать и разворачивает напрочь русло арыка. А это значит, что разрушена система полива и часть воды не дойдет по назначению. Напомню, что Чуйская степь – это самое засушливое место в РФ. Что бы вы почувствовали на месте этого чабана?
Или вот, несколько удальцов на квадроциклах увидели такую вот ровную зеленую лужайку и как давай по ней кататься… перепахали всю напрочь. И, когда мне рассказывают про хозяина, прибежавшего сюда с ружьем, мне очень хочется встать с ним рядом.
Понимаете? Так получилось, что на родовых землях этих людей, где они жили сотни лет, вдруг обнаружились туристические достопримечательности. И пошел людской поток, который сносит просто все… Ведь наши, русские люди, привыкли считать себя хозяевами везде. В том числе, и на чужой земле. И, чуть что, начинают быковать на ровном месте. Но напомню, что алтайские семьи проживают на своих родовых землях в течение нескольких сотен лет. Здесь расположены курганы, в которых лежат их предки. И, вторгаясь на эти территории, вы как бы вламываетесь в чужой дом.
И тут уже хочется аплодировать хозяину стоянки на другом конце этого озера, который с ружьем объяснял барнаульским прокурорам, что мусор за собой нужно убирать.
В общем, делайте выводы. Не все так однозначно.
P. S. А бензин он просит для мотоцикла. Где ему в горах взять бензин7 А мало ли что приключается… но мы с ним дружим)
Фото и текст: Ирина Дмитриева