В 8 классе родители подошли ко мне и спросили: "что ты больше хочешь, сынок, продолжать учиться в музыкальной школе или перевестись в физико-математический лицей?" Я любил машины, поэтому решил что физика и математика мне важнее, чем пение или фортепьяно.
Учась в школе, я понимал только одно: мне нужна физика, математика и информатика. На остальное было наплевать. Мне не была интересна ни история, ни литература, ни биология, ни география. Я абсолютно ничего не знаю по этим предметам, но у меня по ним пятерки. А знаете, как? Я просто читал параграф перед уроком, отвечал, получал оценку и забывал. То есть учил не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получить оценку. Благо, запоминал я хорошо, понимал тоже и давалось мне это легко.
И вот сейчас спустя больше 10 лет после окончания школы я начал интересоваться историей, литературой, географией. У меня невероятный интерес ко всему, что я упустил в школе.
Недавно был на даче и увидел на полке свой школьный учебник по истории. Не помню за какой класс, но там были параграфы про Великую французскую революцию, про колонизацию Америки и так далее. Я открыл первый параграф по теме Америки и незаметно для себя прочитал сразу два параграфа, прямо стоя возле книжной полки. Мне было интересно, я понимал, о чем читаю. Но в школе... в школе я не понимал для чего мне это нужно, где мне это пригодится и зачем мне вообще об этом рассказывают (лучше бы побольше физики сделали, - думал я).
То же самое с литературой. В школе я порой не мог осилить даже краткое содержание, мне было ничего не интересно. Кроме автомобильных журналов и книг про технику я не читал ничего. Мне было скучно, я засыпал и не понимал, зачем мне это нужно. Зато теперь я готов глотать книжку за книжкой. Готов, да только времени нет. Теперь у меня жена, детки, я работаю. Есть только часок перед сном, чтобы почитать. И то иногда.
В этом плане российская школа и система образования мне кажется довольно бесполезной штукой. Ребенок тратит кучу времени на предметы, которые ему совершенно не интересны. Если говорить прямо, то это пустая трата времени и сил для всех: и для ребенка, и для учителя. Интересно объяснять и рассказывать заинтересованным.
Плюс ко всему система образования скатилась к тому, что оценки учителя ставят просто за то, что хоть что-то сказал, за то, что просто не мешал на уроке, за то, что по другим предметам ты отличник. То есть у ученика нет никакой мотивации учить, он знает, что и так нормальную оценку поставят. Это неправильно и не идет на пользу никому.
Хорошо бы, если бы ребенок мог набрать курсов, которые ему интересны. Как в институте. Интересна тебе математика, набирай побольше часов математики и по минимуму ходи на географию. Интересна тебе география - ходи на неё и сокращай свои часы на физику. Мне кажется, так было бы больше толка. Дети бы занимались тем, что им нравится, все были бы довольны.
Вот только есть одна проблема - многие в школьном возрасте не знают, что им интересно. И вот как раз поэтому у нас есть общеобразовательная школа, в которой рассказывают обо всем в общем и ни о чем конкретно. Для меня это было плохо, но для кого-то, наверное, хорошо.
Ещё интересно почитать:
Так учат физике в профильном физмат классе
Дочкин рассказ после моего объяснения
3 причины, почему оценка в школе и оценка на экзамене могут не совпадать