На что в детстве мы обращаем внимание, разглядывая репродукции произведений старых мастеров в учебниках по истории и искусствоведческих альбомах? Мальчишек наверное больше интересуют вооружение героев, силуэты кораблей, сказочные животные. Девочки разглядывают одежду и украшения. Впрочем, разделение это условно. Но чем ещё так разительно отличаются от нас изображённые герои? Или наоборот, чем они так похожи на нас и наших близких? Причёски! Вот тётя уложила волосы точь-в-точь как испанская инфанта, а дядя изучает квитанции из ЖЭКа - и волосы на голове встали дыбом как у Кроноса. Давайте попробуем рассмотреть историю причёски.
Причёска во все времена занимала важное место в жизни людей, она появилась в первобытной общине значительно раньше чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией общества. Причёска отражала не только индивидуальный вкус человека, но и национальную, расовую, сословную принадлежность. Каждая эпоха имела некоторые только ей присущие элементы парикмахерского искусства.
В античности это изящество, гармоничность, "скульптурная" чистота исполнения. Раннее Средневековье - подчёркнутая строгость, женщины вынуждены скрывать волосы под головными уборами, дабы не искушать мужчин греховными соблазнами. С эпохой Ренессанса вместе с интересом к человеческой личности и расцветом искусств наступает и возрождение искусства парикмахерского дела. Это вообще закономерность - причёска, как произведение искусства, всегда отражает определённый этап культурного развития человечества. При изменении художественных стилей и направлений в искусстве меняется вид и силуэт причёсок. Ренессанс принёс изысканное излишество, перегруженность украшениями.
Особенный период в истории причёсок - вторая половина 17 века, триумф абсолютной монархии во Франции. Мужскую моду диктует король, женскую - его фаворитки. Каждая новая фаворитка приносит новую моду. Модными становятся утончённость и изнеженность, кавалеры красят губы, пудрят и румянят щёки. Используются огромных размеров парики из натуральных волос, шерсти животных, пуха птиц. Названия париков: "грива льва", "голова пуделя"... Великая Французская революция посредством гильотины покончила с галантным стилем. Потерявши голову о волосах не плачут. Мода демократизировалась, парики уменьшились в размерах или вовсе были объявлены вне закона. Аристократическую моду сменила мода буржуазная, которая упраздняла сословные различия. В 60-е годы девятнадцатого столетия парикмахер Юго начинает применять перекись водорода для осветления. Парижанки становятся блондинками цвета "спелых колосьев" в подражание императрице Евгении.
В разные периоды истории и в разных странах власть предержащие не только давали толчок новомодным течениям, но и боролись с ними, используя репрессивные возможности государства. Во время Второй мировой войны японская полиция объявила женщин с короткими причёсками опасными для общества. "Опасная" женщина могла запросто лишиться работы. Третий Рейх относился к своим стилягам как к потенциальным шпионам. В 50-е годы стилягам нелегко пришлось и в нашей стране, их обвиняли в преклонении перед буржуазным образом жизни. В те же годы длинноволосые американцы могли быть заподозрены в коммунистических взглядах.
Таким образом причёска была и остаётся неким паспортом человека, своеобразным идентификатором личности. Она даже может сказать о нас другому человеку то, что мы сами о себе не предполагаем. Может оттолкнуть или приблизить.
Парикмахерское искусство постоянно развивается, меняется. Появляются новые стили и силуэты, возвращаются из глубины веков прежние. Первый этап истории причёсок - раннее первобытное детство человечества. Какие же причёски носили наши прапрапра...дедушки и бабушки?
Продолжение следует.
О других историях можно прочитать здесь :
Фараонова геометрия: пирамиды и трапеции.
Спасибо за внимание!