Найти тему
TMedia

Выборы-2021 в Госдуму: прогнозы

Выборы в Госдуму в 2021 году могут пойти по одному из четырех сценариев, считают в Фонде «Петербургская политика», опубликовавшие соответствующий краткий обзор с основными четырьмя вариантами. Их названия - «Давай оставим как есть», «Охота к перемене лиц», «Вторую партию нам все-таки прокормить» и «Нерушимый блок беспартийных».

Первый сценарий предполагает сохранение системы из четырех партий, которая есть сейчас. В качестве сильных сторон данной позиции указаны следующие: не создается рисков, связанных с какой-либо реформой, это позволяет сохранить неформальные договоренности с парламентскими партиями. В качестве слабых политологи указывают невозможность шоу, запрос на который существует в российском обществе; зависимость от физической формы и здоровья лидеров парламентских партий; сохранение социального пара в ходе избирательной кампании и невозможность его выплескивания; нарастание усталости от действующей политической системы. «Петербургская политика» добавляет, что если пойдет данный сценарий, то он повторит ход думских выборов в 2016 году.

Оппозиционные партии могут быть реструктуризированы, если случится второй сценарий. Причем, при минимальных преобразованиях рассматривается возможность замены фронтменов партий и при максимальных – замена старых партий на новые. Сильными сторонами рассматриваются оживление в российской политической системе; омоложение элит и транзит власти внутри партий. К тому же оппозиция может быть дезорганизована, если события пойдут по этому сценарию. Условно подобное в истории России было в 2004 году. Сейчас же эксперты фонда указывают на то, что на раскрутку новых персон необходимо длительное время, администрирование партийных изменений может сопровождаться рисками; редизайн политического ландшафта не гарантирует эффект, его можно описать «размыто».

Третий сценарий неоднократно обсуждался в политических кругах. «Петербургская политика» предполагает, что в данном случае возможна демобилизация критически настроенных избирателей, а также допускает размывание «полюса зла»; расширение позиционирования за счет идеологических ниш; снижение интенсивности внутренней борьбы внутри действующей партии власти. Из слабых сторон – неудачность прошлых примеров (выборы в ГД в 1995 и 2011 годах) и радикализация риторики в рамках межпартийной критики.

Заключительный вариант предполагает переход полностью на одномандатную систему и отмену квот по партийным спискам. Сильные стороны такого исхода – дезориентация избирателей, которые привыкли выплескивать энергию на представителей по партийным спискам; возможность эксплуатировать усталость «беспартийного большинства», привлекательность большого числа потенциальных интересантов внутри действующих элит. Из слабых сторон – низкая подконтрольность избранных депутатов; рост конкуренции за влияние внутри фракций; отказ от партий как инструмента обеспечения центростремительных тенденций в политике. Аналог в российской истории подобного сценария – выборы в Верховные советы СССР и РСФСР.