Как 75 тысяч пленных немцев восстанавливали город после войны
Великая Отечественная война обернулась для Советского Союза не только победой, но и грандиозными разрушениями. СССР, как никакое другое государство, пострадал от взрывов и бомбежек. Людям было негде жить, многие предприятия перестали существовать. Людей же для восстановления экономики и жилого фонда не хватало — человеческие потери в войне были огромны. Именно поэтому на Ялтинской конференции в феврале 1945 года Сталин выдвинул требование о том, чтобы привлечь к послевоенному строительству пленных. Их отправка на родину увязывалась с выполнением задачи по восстановлению разрушенной страны. Лидеры союзных стран с такой постановкой вопроса согласились. Сами они стали отправлять в Германию пленных уже спустя пару лет. Что было логично — урон, нанесенный инфраструктуре СССР, был несравним с ущербом других государств антигитлеровской коалиции. Тем не менее западные СМИ потом заговорили о необоснованном удержании немцев Советским Союзом.
Впрочем, первые репатриации военнопленных из СССР тоже начались довольно скоро. Уже в 1946 году в Германию вернулись несколько десятков тысяч. Но это были люди, неспособные работать: инвалиды, больные или просто слишком слабые. Основная же часть пленных осталась.
Ущерб — свыше 45 миллиардов рублей
Ленинградская область оказалась одним из самых пострадавших регионов страны. Были разграблены пригородные дворцы и парки Ленинграда — в Гатчине, Павловске, Пушкине, Петергофе. Оккупанты разграбили и уничтожили свыше 100 тысяч музейных экспонатов, уникальную мебель, коллекции фарфора и ценных книг. В Ленинградской области было сожжено более тысячи театров, кинотеатров, клубов и музеев.
В Ленинграде и области были уничтожены и повреждены:
— 117 паровых силовых установок
— 30 турбин
— более 8000 электромоторов
— почти 5000 станков
— 504 подъемных крана.
Общий размер ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям и гражданам Ленинграда и области, составил 45 миллиардов 698 миллионов рублей.
Человеческие потери тоже были огромны. Город оказался обескровлен, заниматься его восстановлением было просто некому. А ведь помимо восстановления разрушенного, необходимо было еще освоить новые, полученные после победы земли — в том числе Карельский перешеек. Объявленная мобилизация населения из других областей — Череповецкой, Калининской, Вологодской, Псковской — ситуацию не спасала: эти регионы тоже сильно пострадали. Людей не хватало катастрофически.
Большая часть пленных немцев были высококвалифицированными работниками
Трудовая армия
Выделить военнопленных просили многие регионы. Однако приоритет на получение рабочих рук оставался за самыми разрушенными. В их числе пленных получил Ленинград. На территории области были созданы 10 крупных лагерей, порядка 80 отдельных лагерных пунктов. Как подсчитал доктор исторических наук, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Виктор Иванов, с 1945 по 1949 год через эти лагеря «прошли» примерно 75 тысяч военнопленных. Большая их часть были высококвалифицированными работниками — прибыло много хороших строителей, маляров, штукатуров, электриков. Были и ученые, портные, даже настройщики музыкальных инструментов. Все они использовались на работах в зависимости от своей квалификации. Но больше всего в Ленинграде были востребованы строители, восстанавливавшие жилой фонд.
— С 1945 по 1947 год военнопленные построили в городе 32 тысячи квадратных метров жилья, — рассказывает Виктор Иванов, — в основном взамен сгоревших или разрушенных домов. Так, в Ленинграде появилось малоэтажное строительство — его принесли сюда пленные немцы.
Результаты их работы можно увидеть и сегодня. К примеру, в Невском районе на улице Седова стоят двухэтажные желтые дома, построенные немцами после войны. Похожие домики появились тогда же в Кировском районе. Удивляет своим обликом и малоэтажная застройка неподалеку от станций метро «Нарвская», «Академическая», «Удельная» и «Черная речка»: отдельный вход с улицы в каждую квартиру, а комнаты в них — на разных этажах. Эти дома тоже были построены немцами и по их проектам.
Кроме строительства с нуля, пленных использовали при восстановлении частично разрушенного жилья. За те же два года, параллельно со строительством, их руками удалось отремонтировать примерно 340 тысяч квадратных метров — значительную долю тогдашнего жилого фонда.
Не дожили до возвращения
По подсчетам историков, с 1945 по 1949 год в Ленинграде и области умерли примерно 7500 военнопленных. Большая часть из них скончались в первые послевоенные годы — вероятнее всего, сказались полученные в войне раны и болезни. Скудное питание, конечно, тоже сыграло свою роль. Но 1945 и 1946 годы в Советском Союзе были не самыми благополучными. Продуктов не хватало не только немцам, но и гражданскому населению.
Что построили
Помимо жилых домов, немцы работали над восстановлением промышленных предприятий. Их силами были запущены цементный завод в Пикалево, шахты в Сланцах, 4 шлакоблочных завода.
— Военнопленные построили и восстановили 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, один стадион. Кроме того, они участвовали в строительстве закрытых военных и военно-морских сооружений, объектов стратегического назначения, — перечисляет заведующая кафедрой теории и истории государства и права Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии Наталья Калашинская.
Немцы построили в Ленинграде первый нормальный аэропорт. Его начали сооружать еще до войны, но не успели закончить. А во время боев за город его сооружения оказались фактически на линии фронта и сильно пострадали. Кстати, один из лагерей военнопленных располагался в авиагородке — немцы жили в корпусах монументального здания штаба ленинградских авиаторов.
Немцы восстанавливали практически полностью уничтоженный в войну Пушкин, дворцовые комплексы Гатчины, Петергофа, Павловска.
— Конечно, военнопленные не выполняли реставрацию, этим занимались наши специалисты. Работа же немцев заключалась в том, чтобы восстановить, например, разрушенные перекрытия крыш, — рассказывает Виктор Иванов.
Помимо жилья, предприятий и музеев, на их счету около 100 километров железных дорог, 40 из которых — внутри больших предприятий. Пленные построили и восстановили 26 мостов на территории Ленобласти, отремонтировали в Сестрорецке автодорогу Ленинград — Терийоки и фактически сделали трассу Ленинград — Таллин.
— Раньше это была грунтовая дорога очень плохого качества, — говорит Виктор Иванов. — А еще пленные проложили до Таллина газовую трубу.
Только за пять месяцев 1946 года дотации из госбюджета на содержание всех лагерей военнопленных в стране составили 317 миллионов рублей
Работали не «забесплатно»
При этом работали пленные практически вручную — строительной техники у Советского Союза после войны не хватало. Приходилось выкручиваться. Помогала высокая квалификация рабочих. К примеру, при строительстве жилья пленные сумели так отладить подачу раствора и блоков на второй этаж, что почти не простаивали. К тому же сидеть без дела им было невыгодно — за качественное и быстрое выполнение поставленной задачи предоставлялись льготы — например, улучшенное питание. А главное — хорошую бригаду могли репатриировать в числе первых на родину.
Впрочем, льготы были не единственным стимулом в работе. За свой труд пленные получали оплату. Правда, как рассказывает Виктор Иванов, примерно втрое меньше, чем советские рабочие. Однако пленные не тратились на питание, проживание и одежду.
При этом на руки деньги они, конечно, не получали. Но могли взять у лагерного начальства справку с указанием заработанной суммы и потратить ее в лагерных магазинах. Большая же часть пленных предпочитала деньги копить. При репатриации заработанные ими рубли переводились в немецкие банки, и уже там их можно было снять.
Однако, что удивительно, экономически труд пленных был Советскому Союзу невыгоден. Расходы на их содержание не покрывались доходами от работы немцев. По подсчетам Виктора Иванова, убыток от лагерей военнопленных на территории Ленинграда и области с 1946 по 1949 год составил свыше 1 миллиона рублей.
А в 1949-м к тому же была принята женевская конвенция, одним из основных положений которой стало введение для пленных «справедливой платы за труд» в четверть швейцарского франка за полный рабочий день. Выполнение этого положения сделало бы, как считает Наталья Колошинская, дальнейшее пребывание немцев на территории СССР не только нерентабельным, но и крайне разорительным. К концу декабря 1949 года в Ленинграде и Ленобласти уже не осталось ни одного военнопленного.
Не захотели вернуться
Любопытный факт. Были военнопленные, которые отказывались возвращаться в Германию. Причиной служили завязавшиеся отношения между молодыми немцами и советскими девушками. Однако в Ленинграде таких примеров не зафиксировано.
Автор текста: Татьяна Бурдицкая
Это интересно:
Немцы разрушили:
На Северо-Западе СССР немецкими войсками были полностью или частично разрушены:
— 20 городов
— 3135 сел, деревень и других населенных пунктов
— 152 500 жилых домов
— более 3700 промышленных предприятий
— около 2000 школ
— свыше 450 лечебных учреждений, детских домов и яслей
Немцы восстановили
Военнопленные в Ленинграде и Ленобласти восстановили:
— 7 новых заводских корпусов
— 67,5 км линий электропередач
— асфальтобитумный завод
— 4 шлакоблочных завода
— бетонный завод
— 42 моста на автомобильных дорогах
— автостраду Ленинград — Таллин
— более 196 тысяч квадратных метров жилья
Построили:
— почти 33 тысячи квадратных метров жилья
— 14 школ
— 8 больниц
— 3 дома отдыха
— 4 музея
— стадион
— 122 цеха
— 9 энергетических объектов
— 6 административных корпусов
— 2 шахты «Ленинградсланцстроя».
Материал из выпуска №11 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Подвиг великого города».