Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин презентовал главе ВЭБ Игорю Шувалову проект создания в районе Стригино Всероссийского университета повышения производительности труда. При этом он отметил, что это важный шаг на пути развития региона и привлечения в него инвестиций, что это один из элементов проекта «Эффективная губерния», и что реализация этих планов была бы престижной для нашей области. Игорь Шувалов подтвердил, что ВЭБ готов принять участие в развитии этого проекта.
Новость вызвала большое количество комментариев со стороны экспертов, специалистов. В основном все оценивают проект положительно, но можно выделить две основные позиции. Первая – создание института это хорошо, это дополнительные средства, дополнительные рабочие места, престиж Нижегородской области, спасибо губернатору.
Вторая – более скептическая. Эксперты напоминают, как зачастую заканчиваются подобные громкие проекты, подобные Сколково и бизнес-инкубатору на Анкудиновке. Можно построить здание, кампус, гостиничный комплекс, пригласить специалистов со всей России. Но если не до конца понимать цель, считая, что это просто создание очередного института, которое будет обеспечено федеральными деньгами на подготовку среднего звена управления, то, скорее всего, идея заглохнет на корню сама по себе, мирно умрет, как умерли многие другие идеи.
Стоит отметить, что когда мы говорим об институте производительности труда, по большому счету, речь идет не о факте повышения, а о методах, условиях, при помощи которых оно может быть достигнуто. За основу берется идея «бережливого производства». Сейчас на предприятиях Нижегородской области в разных сферах, как отметил глава региона, достаточно широко начинают внедрять именно метод «бережливого производства».
И, может быть, изюминка проведенной Никитиным презентации заключается не в том, чтобы просто готовить кадры для «бережливого производства», а, скорее, о необходимости внедрить эти принципы в систему государственного управления, необходимости изменить ее механизмы, изменить навыки, способности, возможности чиновников.
Большинство проблем государственного управления связано с некомпетентностью чиновничьего аппарата. У нас исчезла система отбора и подготовки кадров для государственного и муниципального управления.
Те институты, которые сегодня созданы в Москве под эгидой Сергея Кириенко для подготовки губернаторов, это важно, это нужно. Но это подготовка штучного товара, а чиновник – это массовая профессия, это массовый класс, достаточно широкая массовая прослойка.
И эту прослойку у нас готовят по старым лекалам, в системе факультетов подготовки специалистов для государственно-муниципального управления. Мне в начале девяностых довелось принимать участие в создании и разработке этой специальности. И я могу сказать, что это не система подготовки государственных чиновников, это стандартная система обучения специалиста-менеджера территориального управления.
Отсюда возникает ряд ограничений в возможности подготовки хорошего управленца. Управленец должен быть талантливым человеком, но талантливым в очень специфичной сфере. И внедрение принципов «бережливого производства» в систему подготовки муниципального и государственного чиновника это, на мой взгляд, главное в презентованной Глебом Никитиным идее.
Идея «бережливого производства» изначально относится именно к производству, то есть она касается управления внутри корпораций. И создание института, готовящего кадры среднего звена для корпоративного «бережливого производства», на мой взгляд, невозможно. Невозможно потому, что каждая корпорация готовит такие кадры внутри себя.
Системы подготовки на «Тойоте», на автозаводе в Тольятти и в агропромышленном комплексе могут использовать общие принципы, но это будут разные системы, с разными требованиями, разными методами и разными подходами. И нужно понять, в чем же суть успешного «бережливого производства».
Идея эта возникла у основателя группы компаний «Тойота» в Японии. В условиях, когда не хватало кадров и ресурсов для восстановления японской экономики. И для того, чтобы каким-то образом ликвидировать этот дефицит, руководство компании задумалось, как это сделать. В результате нащупали концепцию «бережливого производства».
Это достаточно широкая система разных методик, направленных на разные элементы управления, и специалистам она более известна как система менеджмента кайдзен, включающая в числе прочих и методику «бережливого производства». Это система непрерывных изменений и улучшений, направленная на поиск механизмов, заставляющих работника постоянно улучшать процессы производства. И поэтому, когда мы говорим о «бережливом производстве», это мне кажется не совсем точным переводом на русский язык, поскольку суть здесь заключается в эффективном управлении.
Суть этой системы в исключении всех потерь, то есть затрат, не ведущих к улучшению потребительских качеств товара и не способствующих привлечению потребителя. Все, что мешает, должно быть убрано – неправильная логистика, плохая дисциплина, нерациональная организация рабочего места. Так, у некоторых хозяек на кухне бывает множество пустых движений от плиты к столу, умывальнику и холодильнику, и они очень устают, наматывая за сутки по десять километров.
Когда на «Тойоте» начали вводить эту систему, выяснили, что процесс производства машины от этапа к этапу, от конвейера к конвейеру составлял несколько десятков километров. И когда этот процесс сократили, уменьшив количество перемещений, естественно, повысилась производительность труда и эффективность производства, снизилась себестоимость.
Но это на производстве, там сейчас все более или менее понятно. А вот в госуправлении, в муниципальном управлении это самая сложная задача, ибо эффективное государственное и муниципальное управление на сегодняшний день в нашем представлении, в представлении нашего чиновничества очень неоднозначно. Быть эффективным чиновником – это правильно исполнять приказы руководителя, или это эффективно решать задачи по улучшению жизни на вверенной территории? Если так, то какие возможности, какие механизмы, какие технологии могут быть здесь использованы?
Если созданный в Стригино институт будет в полной мере адаптировать эту систему (а не вырванные из нее методики) для повышения эффективности управления, тогда задача может быть решена. Поэтому, на мой взгляд, главная задача состоит не в обучении «бережливому производству», а в обучении эффективному управлению.
И важно понимать, что главный критерий эффективного управления – это качество жизни населения на территории, которой управляет чиновник. Если население на этой территории живет плохо, а он не может решить возникающих элементарных проблем быстро и качественно, если принимаемые решения ухудшают ситуацию, а не улучшают ее, то это управление назвать эффективным невозможно. А неэффективное управление ведет к майданам, к недовольству, к протестам и так далее.
Я буду рад, если задуманный проект будет касаться мидл-менеджмента не разных производственных сфер (это может делать любой вуз соответствующего профиля), а мидл-менеджмента государственного и муниципального управления.
Нам необходим эффективный управленец среднего звена на местах: в районах, в муниципалитетах, в поселковых советах, где он будет понимать, что его главная задача не в рот начальству смотреть, а решить проблему бабушки Матрены Ивановны, у которой крыша течет – не ссылаясь на отсутствие денег, а находя способы решения вопроса. Это и будет «бережливым управлением».
Александр Суханов