Найти в Дзене
Читающий котофей

Почему "Над пропастью во ржи" - роман воспитания? Там же брань, сигареты и нигилизм!

Оглавление

Опубликованный в 1951 году, роман Селинджера "Над пропастью во ржи" заметно отличался от американской литературы того времени. В послевоенные годы литература США получила охранительный характер, эту эпоху исследователи даже называют "робким" десятилетием. Острые проблемы не поднимались, сложные вопросы не задавались.

Герой же Селинджера пытался на подростковом языке понять и объяснить действительность, где полно "липы", и где в Центральном парке куда-то исчезают все утки.

Роман воспитания - что это за жанр?

Обычно в романах герои значительно не меняются. Вокруг них преображается действительность, меняются социальные условия, декорации, общество. И хотя герои могут менять свои взгляды, разочаровываться в идеях, сами по себе они неизменны.

Роман воспитания, наоборот, рассказывает историю становления личности героя. Классическим примером такого романа является "Дэвид Копперфильд" Чарльза Диккенса. Сюда же относятся «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Вильгельм Мейстер» Гёте, «Будденброки» и «Волшебная гора» Томаса Манна.

«Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, - словом, всю эту давид-копперфилдовскую муть» (начальные строки "Над пропастью во ржи").

Перечисленные выше произведения между собой имеют мало общего. Более того, они настолько различаются, что сложно представить их в одной группе.

Поэтому принято говорить о разных видах романа воспитания. И самый любопытный из них - тот, где становление личности героя показано на фоне становления нового мира.

Относится ли к этой группе роман Селинджера?

Вполне возможно.

-2

Холден Колфилд - ребенок или взрослый?

Вообще сложно отрицать, что "Над пропастью над ржи" показывает становление личности Холдена Колфилда. Его поведение в начале и конце романа - поведение двух разных людей.

Нигилизм героя, его постоянную разочарованность во всем можно объяснять двояко. С одной стороны, это понятное подростковое поведение. С другой стороны, для подростка Холден обладает чрезвычайной наблюдательностью и способностью метко описывать окружающий мир, словно он прирожденный писатель.

К тому же, ход его рассуждений похож на размышления взрослого человека. Он осуждает безапелляционно, на мягкие возражения окружающих отвечает попыткой открыть им глаза на "липу" вокруг.

-3

Холден Колфилд - человек новой эпохи?

Если посмотреть на роман в контексте эпохи, в 1950-х годах в Америке зрелость и приспособленность к жизни ценились обществом настолько, что буквально переросли в культ. Ожидаемой реакцией на это стал новый тип мировоззрения, зародившийся среди студентов. Они стали интересоваться политикой, их не устраивала всеобщая апатичность.

В 1961 году начались "марши свободы". Студенты забрасывали учебу, протестовали против войны во Вьетнаме. Им хотелось действовать, на что-то влиять. Эти самые студенты и нашли отклик в романе Селинджера.

Таким образом, автор, показав историю становления Холдена Колфилда, отразил формирование целого поколения.

К слову, роман в штатах запрещали. Да так отчаянно, что он стал самой запрещаемой книгой в период с 1961 по 1982 год.

Источники

Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма (по Гете). Постановка проблемы романа воспитания

Галинская И. Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера

Менанд Л. «Над пропастью во ржи» 50 лет спустя

Сэлинджер Д. Д. Над пропастью во ржи