Найти тему

Коридор бессмертия. Десять долгих лет в пути.

Завтра, 8 мая в прокат выходит фильм "Коридор бессмертия". У этого фильма непростая судьба. От задумки до широкого экрана прошло долгих десять лет.
Идея снять фильм о судьбах вчерашних школьниц, переживших блокадную зиму 1941-1942 годов и попавших в 48-ю паровозную бригаду, о машинистах, отозванных с фронтов и доставленных в осажденный город самолетами появилась у режиссера Федора Попова в 2009 году.
Сначала по крупицам собирался материал для сценария фильма. Все по тому, что этой дороги не было на картах СССР. Ее никогда не упоминали в сводках Совинформбюро и сообщениях фронтовых корреспондентов. Ее было запрещено фотографировать и снимать на кинопленку. Решение о строительстве секретной 33-километровой железнодорожной магистрали Шлиссельбург - Поляны было принято сразу после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года. Строительство осложнял тот факт, что местность, где должна была проходить новая ветка – бывшие синявские торфоразработки – была болотистой и абсолютно не приспособленной для железной дороги.
Примерно пять тысяч человек в суровые январские морозы построили дорогу всего за 17 дней.
Уже через две недели после окончания стройки шлиссельбургской трассы хлебный паек ленинградцев сравнялся с московским. Один эшелон заменял тысячу грузовиков–«полуторок», работавших на ладожской "Дороге жизни". По "Дороге Победы" в осаждённый Ленинград было доставлено три четверти военного снаряжения и продовольствия, что и сыграло решающую роль в снятии блокады города в 1944 году.
"Дорогу Победы" сами железнодорожники 48-ой паровозной бригады особого резерва НКПС назвали "коридором смерти" — из 600 человек здесь погиб каждый третий. Сколько еще были убиты и ранены при строительстве, обороне и восстановлении железной дороги неизвестно. Немцы, стоявшие на Синявинских высотах, стреляли по поездам с расстояния 4-8 километров из пристрелянных по квадратам орудий и минометов.
Первый блок натурных съемок завершился зимой 2015-2016 года. В декабре 2015 года съемки проходили в Санкт-Петербурге, в январе - в Новгородской области на берегу озера Ильмень, где был воссоздан процесс масштабного строительства железнодорожного моста через реку Неву.
Съемки картины проходили и под Лугой, на учебном железнодорожном полигоне Военной академии материально-технического обеспечения МО Российской Федерации, на авиабазе 237-го Центра показа авиационной техники в подмосковной Кубинке.и на экспериментальной кольцевой железной дороге ВНИИЖТ в Щербинке.
Взглянуть на то, как проходили съемки фильма в Щербинке и в павильoнах киноконцерна Мосфильм я вас и приглашаю!

Фотографий много, но на них стоит взглянуть!

Специально для съемок фильма со станции "Подмосковная" в Щербинку был доставлен настоящий паровоз серии Эу - легенда отечественного паровозостроения.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Режиссер фильма, соавтор сценария, член Оскаровского комитета России Федор Попов.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Оператор Игорь Гринякин - лауреат премий "Золотой орёл" и "ТЭФИ". За его плечами работа над такими фильмами как "Адмиралъ" и "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Бригада осветителей лихо справляется с огромными светоотражающими экранами.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Паровоз в кадре двигаться не будет, поэтому "разводить пары" - дело совсем необязательное. Их вполне заменяют дыммашины и дымовые шашки.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Ассистент режиссера или как говорят киношники - "хлопушка". Щелчок хлопушкой делается не просто так, а для четкого совмещения при монтаже изображения и звука при его синхронной записи. Интересно, что в российском кинематографе это сугубо женская специальность, а в Европе и Америке "хлопушки", как правило, мужчины.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Снимается сцена у паровоза. В кадре Жора-Полундра - актер Артем Алексеев. У персонажа Артема Алексеева - реально существовавший прототип, политрук-начальник поезда Георгий Федоров.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Массовка пока отдыхает, можно погреться на мартовском солнышке.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Декораторам всегда есть чем заняться.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

На площадке - середина марта, а в кадре должна быть суровая зима. "Заморозить" вагоны можно облив их водой и засыпав искусственным снегом.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Пока готовится площадка, можно немного перекусить.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Мастер-оружейник обязательный участник съемок фильмов о войне.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Еще один важный человек на площадке - дольщик. Он отвечает за работу операторской тележки. Кстати, само слово "дольщик" произошло от голливудского названия названия операторской тележки - Dolly. Перед установкой тележки рельсы натирают скользящим составом.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Массовка ждет своей очереди войти в кадр.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

"Тишина на площадке! Камера! Мотор! Начали!" И тут, о чудо, на съемочной площадке начинается самая настоящая пурга!

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Чудо, понятно, рукотворное. Двое рабочих площадки усиленно сыпят искусственный снег на вентилятор.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Следующая сцена снимается в депо.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

В ней участвует испанский актер Хавьер Кальво, исполняющий роль испанского юноши-эмигранта Родригеса.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Съемки проходят внутри паровозной будки. Снаружи установлен зеленый фон - хромакей. На постпродакшене его заменят на нужный фон.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Внутри будки очень тесно, кроме нескольких актеров в ней находятся оператор с ассистентом, звукооператор и еще несколько членов съемочной группы. Как они там работают - уму непостижимо!

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Режиссер наблюдает за происходящим на мониторе.

Фото: фотограф Сергей ЗахаровФото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей ЗахаровФото: фотограф Сергей Захаров

"Побольше дыма в кадр!"

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Похоже, режиссер Федор Попов доволен отснятым материалом. Можно объявлять перерыв!

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Как говорится, война - войной, а обед по расписанию.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Июль 2017 года.

Прошу на Мосфильм!

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Окончание съемок пришлось на июль месяц, а по сценарию действие фильма происходит зимой 1943 года.

Сделать из лета зиму, трудная, но уже привычная задача для декораторов.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Последние штрихи от гримеров.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

"Тишина! Камера! Мотор! Начали!"

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

В кадре Жора-Полундра - актер Артем Алексеев и Багдадский - актер Александр Яценко.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Сцена снята, можно возвращаться в павильон.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

В 11 павильоне киностудии Мосфильм для съемок были построены декорации вагонов - теплушки и пассажирского вагона.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Все декорации сделаны с максимальной достоверностью.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Возможно, это окно и не попадет в кадр, но не нем все равно нанесен искусственный иней, ведь за стеклом - зима 1943 года.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Будет сниматься сцена с детьми, эвакуированными из осажденного Ленинграда. Дарья Екамасова и юные актеры.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Оператор-постановщик Максим Шинкоренко.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Режиссер дает последние указания юным актерам.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

За тем, что происходит в кадре, режиссер следит на мониторе.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Сцена снята!

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Ну вот и все, съемки фильма закончены! Можно поздравить друг друга. Актер Артем Алексеев - Георгий Федоров - Жора-Полундра, актриса Дарья Екамасова - Черемуха, актер Александр Яценко - Багдадский, актриса Светлана Смирнова - Соня Вишневская, актриса Анастасия Цибизова - Маша Яблочкина.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Съемки завершились, но впереди еще много работы по монтажу изображения, компьютерной графике, написанию музыки, перезаписи, и многих других работ монтажно-тонировочного периода. И самое главное - подготовка картины к выпуску в прокат.

Апрель 2018 года.

На Мосфильме пять студий перезаписи. Они предназначены для микширования фонограмм и оснащены микшерскими пультами, рабочими станциями, процессорами, мастеринговыми компрессорами, мастеринговыми эквалайзерами и видеопроекторами.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Звукорежиссер Павел Шувалов.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Просмотр периодически прерывается на комментарии от режиссера.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Звукорежиссер фильма Юрий Рейнбах.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Фильм просмотрен уже десятки раз, и будет просмотрен еще не раз. Все правки обязательно записываются.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Май 2019 года.

Проделана титаническая работа по созданию фильма, пройден долгий путь длиной в 10 лет. Премьерные показы фильма собрали восторженные отзывы первых зрителей.

Я очень надеюсь, что прокатная судьба фильма сложится удачно и люди наконец-то смогут узнать о доселе практически неизвестном подвиге железнодорожников 48-ой паровозной бригады особого резерва НКПС, внесших огромный вклад в освобождение блокадного Ленинграда, о страшном "коридоре смерти", ставшим "Коридором бессмертия".