Вы наверняка видели, что к топ-3 причин гибели 41 человека в Шереметьево интернетный люд относит пассажиров, спасавших свою ручную кладь. И что только не сыпали в их адрес! И, проклинали, и требовали прилечь к уголовной ответственности, и рассылали по комментам список выживших с припиской «вот эти мрази!». В общем, лучше спасшимся пассажирам этого не читать. Реально можно пожалеть, что выжил. Я же попытаюсь объяснить этот момент через культурный код постсоветского человека.
Так уж сложилось исторически, что люди, жившие на этой 1/6 суши в последние 200 лет, перманентно терпели лишения. Лишения материальные. Сначала бессовестные барины ощипывали своих крепостных до последнего бурака. Потом крепостное право отменили, но легче не стало. Барины по-прежнему ощипывали мужика, но уже рублём. Заставляли выкупать землю за бешеные деньги. Потом вроде оклемались, спасибо столыпинской реформе. Езжай себе в Сибирь, земли — бери не хочу! Но ведь бросить всё и сорваться в неизведанные дали — это тоже лишение. Опутанное романтическим ореолом, полное веры в светлое будущее, но всё-таки лишение.
Далее война. Опять не до изобилия. То немцы с австрийцами обдерут, то свои же, на нужды фронта. А потом и вовсе большевики заявились. Сначала всю землю крестьянам, все заводы рабочим, ай да благодать! Но что-то снова пошло не так. Заводы ушли почему-то государству, земля и зерно — туда же. Ну и ладно, то ж войну гражданскую пережить надо было, какая ж тут земля с заводами!
Гражданскую пережили, можно и на ноги становиться потихоньку. И действительно: военный коммунизм закончили, начали НЭП. Какая-то надежда на стабильность уже укрепилась и у городских, и у сельских. Но недолго музыка играла. В конце 1920-х гг. опять на старые грабли. На селе коллективизация, в городе индустриализация, в Сибири — семьи кулаков в одних рубахах да лаптях. Дошло в какой-то момент до критической точки: быть имущим стало попросту небезопасно. Чем больше ты имеешь, тем больше на тебя подозрений в воровстве и вредительстве.
А потом снова война, да ещё страшней, чем первая. Тут обойдёмся без комментариев: сколько про те лихие годы строк сложено — не сосчитать. Война закончилась, но о долгожданном изобилии думать не приходится: страну надо восстанавливать.
Страну восстановили, а жить всё равно лучше не стали. Брежневский застой, будь он проклят. В продуктовых очереди за костями, по городам то и дело шастают фарцовщики с заветным дефицитным товаром. В такой же атмосфере прошла и перестройка. Гласность гласностью, но ассортимент на полках богаче не стал.
То же было и в 1990-е. Союз рухнул, можно уже надеяться на капитализм с его обществом всеобщего благоденствия. Но и в первые десять лет он не принёс этого самого благоденствия. В принципе, только уже в нулевые мы как-то приблизились к желанному изобилию. Но опять же не без препятствий. Товаров сейчас на любой вкус, а вот с деньгами туговато — ситуация прямо противоположная советской.
Ещё отдельно стоит сказать про отношение к документам. С советских времён бюрократия не ослабела. С советских же времён она безжалостна к человеку, утратившему паспорт. Без него ты как бы и не человек вовсе, не единица общества. Ты выпал из системы координат. Благо паспорт, в отличие от одежды и техники, в карман влазит. Но коль оставил его в ручной клади, то, случись что, машинально потянется дрожащая рука за рюкзаком с заветным документом. Ну а как в Мурманск другим рейсом улететь-то без паспорта?!
Как видите, с давних пор наши люди жили в постоянном ожидании, что когда-то в закромах чего-то будет. Социально-политический уклад жизни в Российской Империи и СССР запрограммировал нашего человека на постоянное накопление. Потому что пока не пришло абстрактное светлое будущее, лучше запастись.
Дедушкины бушлаты и бабушкины валенки на чердаке — это часть культуры накопления. Их точно никто уже никогда не оденет, но они должны там быть. А вдруг что... Закатки в погребе из той же оперы. С овощами ныне проблем нет, но закатать банок десять огурцов и помидоров — это святое. Это — накопление. Так если люди трясутся за ненужное и списанное, то стоит ли удивляться, что из огня они спасают вещи необходимые?..
Так же сказывается откровенное недоверие граждан к государственным институтам. Это тоже отпечаток двухсотлетней эпохи лишений. Как раз главным «лишателем» долгое время было само государство. Да, вряд ли оно самолично подожгло самолёт. Но если у тебя там что-то сгорело, то стоит ли напоминать, что вероятность возмещения ущерба, прямо скажем, мизерная?
Ещё раз повторю: я не оправдываю и не осуждаю тех, кто выбегал из Суперджета со своими сумками. Они выросли в тех же социальных инкубаторах, что и мы. Они такие же накопители по природе, как и мы с вами. И триггер в виде паники вынудил их первым делом хватать свои пожитки. Позволю себе дерзкое предположение, что даже среди погибших пассажиров так же было много накопителей.
Ругали спасшихся людей и адепты минималистского образа жизни. Философия у них такая: мне много для жизни не надо, всё моё имущество легко умещается в рюкзаке. Напоследок задам им риторический вопрос. Приземлившийся самолёт загорелся, надо срочно эвакуироваться. На полке у вас лежит рюкзак. Ваши действия?