Понятие "мессианский", имевшее поначалу исключительно религиозный характер, используется сейчас в довольно широком смысле, порой отождествляясь в понятием "имперский". Например, слышала мнение, что нынешние американцы - мессианский народ, так как видят себя спасителями мира в плане продвижение демократических принципов. В определенном смысле так оно и есть.
Но все же понятие мессианства неразрывно с религиозной традицией. Первым и, так сказать, исконным мессианским народом являются иудеи.
Еще в глубокой древности сознание еврейского народа было мессианским, то есть люди верили, что являются избранным народом, в среде которого родится Мессия (Машиах). Он должен явиться тогда, когда наступит конец истории, и спасет всех верующих в него. Тогда будет восстановлен Храм, и люди начнут жить в мире и благоденствии.
По сути говоря, это мечта измученного тяготами жизни народа о том, что они страдают не зря, что им воздастся. В философском отношении это идея того, что есть смысл исторического процесса, что он идет целенаправленно, и избранный народ должен вести остальных за собой к этой цели.
Рождение христианства было теснейшим образом связано с идеей мессианства. Можно сказать, что мессианство - смысл христианства. Христос и есть Мессия. Поэтому все христианские народы можно назвать мессианскими, но ни у кого эта идея не была так тесно переплетена с национальной, как у византийцев и затем у русских.
Так что, по большому счету, мы имеем сейчас два (в религиозном смысле) мессианских народа - евреев и русских. Византийцы как народ, увы, канули в Лету.
Когда произошел раскол церкви, и православие отделилось от католицизма, Константинополь (столица Византии) возглавил православную ветвь христианства и в полной мере осознал себя спасителем истинной веры.
Но когда Византия пала под напором турков, которые были мусульманами, центром православной веры стала вдруг Москва. Религиозное мессианство соединилось здесь, как и в Византии, с политическим и идеологическим. Москве была выгодна такая духовная опора, так как она должна была укрепиться в качестве центрального города на Руси, в качестве объединителя русских земель.
Монах псковского Елеазарова монастыря Филофей написал грамоту, которая как нельзя лучше подошла под новую доктрину. Он выразил идею Москвы - третьего Рима. Обращаясь к царю Ивану III, он писал:
Храни и внимай, благочестивый царь, что все христианства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать.
Как раз произошла победа на Куликовском поле, московский царь впервые не выплатил дань ордынскому хану, национальное самосознание стремилось вверх, и такая идеология избранности подоспела вовремя.
Внедренная в русское сознание как охранительная, консолидирующая сила, идея избранности к XVII веку стала опорой консервативной идеологии, а потом, по мере завязывания все более тесных связей с Европой, основой для противопоставления России Западу.
Вся религиозная русская философия обосновывает мессианский характер русского народа. Особенно эта идея полюбилась славянофилам. Но и западники не отказались от нее, только интерпретировали по-своему (см. мой пост про Чаадаева).
В обыденном массовом сознании религиозная идея мессианства трансформировалась в упрощенные клише от поэтического "умом Россию не понять, аршином общим не измерить, есть в ней особенная стать, в Россию можно только верить" (Ф. Тютчев), до создания мифов о бездуховном Западе на фоне мощно-духовной России и т.д.
Вера в особую избранность русского народа, призванного спасти всех остальных от сил зла, жива и сегодня и влияет также на политику России.
Читайте еще на моем канале:
Можно ли назвать произведением искусства следы, оставленные котом на бумаге