Найти тему
Картины рассказывают...

Загадка картины Караваджо

Одна из ранних картин Караваджо. Сам художник считал её одной из лучших своих картин.

Наверное, каждый, кто бывал в Эрмитаже, обратил внимание на этот шедевр.

Рядом с картиной указатель: "Караваджо. Лютнист. 1595". Но так картину стали называть относительно недавно.

Ни для кого не секрет, что изначально (кроме особых случаев) сами художники не давали названий своим произведениям. Нужда в названии возникала, когда работы начали выставлять на аукцион, выставлять в музеях или помещать в каталоги.

И тут с картиной Караваджо вышло недоразумение. Вначале считалось, что на картине изображена девушка. Даже в альбомах Эрмитажа 1950-х годов картина значится, как "Девушка с лютней".

А что, если приглядеться, то образ персонажа вполне женоподобный: нежный овал лица, волнистые волосы, мягкие плечи. И в волосах какой-то бантик, и одежду вполне можно принять за женскую.

Мнение, общеприня­тое сегодня, о том, что на картине изображен юноша,  утвердилось только к 1970-м годам. Картину переименовали в "Лютнист".

Причин для этого нашлось несколько. Во-первых, поскольку у раннего Караваджо все юные герои в подобных (светских) сюжетах — юноши, а не девушки, то нет оснований считать обратное.

Даже предположили, что моделью для "Лютниста" послужил друг Караваджо, художник Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода.

Во-вторых, была раскрыта тайна партитуры, лежащая на столе. Это басовая партия мадригала Якоба Аркадельта "Вы знаете, что я люблю вас". Вряд ли для девушки была бы предложены такие ноты.

Картина «Лютнист» была написана Микеланджело Караваджо около 1595 года по заказу его покровителя кардинала Франческо дель Монте. Позже ее купил друг дель Монте — антиквар и любитель искусства Винченцо Джустиниани. К XIX веку род Джустиниани обеднел настолько, что собиравшаяся столетиями коллекция в 1808 году пошла с молотка. Еще до начала торгов российский император Александр I лично попросил директора Лувра Доминика Виван Денона купить «Лютниста» для Эрмитажа.

Но надо отметить, что существуют еще две версии картины "Лютнист". Одна хранится в в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая - в английской усадьбе Бадминтон-хаус.

Но эрмитажный "Лютнист", конечно, самая лучшая из трех картин. Так что будете в Эрмитаже, обязательно посмотрите на нее "вживую".