В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской армии широко использовали байки, так как именно этот транспорт был надежен и мобилен для езды по узким не асфальтированным улочкам в сельской местности и в лесу.
Когда война закончилась, в Советском Союзе был налажен массовый выпуск мотоциклов. К тому времени отечественные инженеры уже достаточно освоили производство байков, и лидером по их выпуску стало ижевское предприятие «Ижмаш»: там были применены все конструктивные разработки и опыт, накопленный за годы войны.
Мотоциклы советского производства получились современными и практичными.
В плане развития отечественного мототранспорта война привнесла один позитивный момент – на занятой советскими частями территории нацисткой Германии в то время функционировало крупное мотоциклетное предприятие «Dampf Kraft Wagen», его даже можно расценивать как трофей.
Именно в «DKW» наши специалисты изъяли техническую документацию по производству мотоциклов и ознакомились с ведущими на то время технологиями изготовления деталей и сборки.
Когда в стране уже все было готово к серийному выпуску мотоциклов, у населения они еще не вошли в повсеместный обиход. Тем не менее, власти приняли решение задействовать трудовые ресурсы оборонных предприятий именно в производстве мотоциклов.
Потому оружейный завод «Ижмаш» и стал крупнейшим производителем отечественных байков – модель «Иж-350» оказалась почти точной копией немецкой военной машины «DKW NZ 350». Вскоре к нему присоединился и «Завод им. Дегтярева», работавший в г. Коврове.
К середине 60-х годов XX столетия отечественные конструкторы уже превзошли многих своих зарубежных коллег: в СССР стали выпускать облегченные модели мотоциклов – мотороллеры и мопеды.
А уже в начале 70-х мотоциклетная промышленность набрала поистине колоссальные обороты. Изделия были вполне доступны по цене среднему классу, и мечтать о байке смогли позволить себе многие мальчишки.
Наибольшей популярностью пользовались такие модели как «Иж Планета-4» с коляской и без, «Иж Юпитер-5» – новым техническим решением в данной модели стал двигатель с водяным охлаждением, «МТ Днепр 11» – тяжелая дорожная машина с коляской.
Не забывали конструкторы и о внешнем виде мотоциклов. Они выпускались для бытового использования, а потому должны были обладать не только соответствующими техническими параметрами и ходовыми качествами, но и иметь привлекательный экстерьер.
К сожалению, мотоциклетная промышленность страны скончалась вследствие гиперинфляции. Но жители и городов, и самых маленьких деревень – прекрасно помнят советский мотоцикл как повсеместное явление на дорогах. Многие до сих пор используют чиненые-перечиненные отечественные модели в сельской местности, на дачах.
А самый шик, скажу я вам, самому восстановить советский мотоцикл – детали продаются в интернете, на автомобильных развалах, можно просто заказать выточить новую необходимую запчасть. Ошкурить, выкрасить и отлакировать металл, седло перебить тканью «под советские» материалы. И раритетный байк выйдет всем знатокам и ценителям на зависть!