На должность председателя региональной общественной организации «Творческий союз – Союз журналистов Республики Татарстан» (СЖ РТ) его члены журналисты избрали генерального директора телерадиокомпании «Татарстан – Новый век» (ТНВ) Ильшата Аминова. Они сделали это по рекомендации прежнего председателя СЖ РТ Риммы Ратниковой, занимавшей эту должность 24 года кряду.
Своё решение – выдвинуть гендиректора ТНВ председателем СЖ РТ г-жа Ратникова мотивировала тем, что её кандидат – это «человек с депутатским мандатом».
Президиум СЖ РТ кандидатуру гендиректора ТНВ одобрил. А у меня – члена СЖ РТ и пишущего правозащитника возникло два вопроса: «Может ли чиновник возглавлять общественную организацию»? И что, собственно, это такое – Союз журналистов»?
Я по своей наивности думал, что СЖ РТ – это своего рода профессиональный союз. Но на самом деле – это учреждение, призванное направлять деятельность нашего брата журналиста в русло политики партии («Единая Россия») и правительства (суверенного Татарстана).
Итак, председателем региональной общественной организации журналистов Республики Татарстан (РТ) на предстоящие два десятилетия стал генеральный директор ТРК «Татарстан Новый Век» Ильшат Аминов, он же депутат Государственного совета РТ от ТРО ВПП «Единая Россия», он же член фракции Единой России в Госсовете РТ, он же участник республиканского общественного движения «Татарстан-Новый Век – Татарстан-Яңа Гасыр», он же член комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.
Нагрузка г-на Аминова в СЖ РТ, казалось бы, не так уж и велика, ведь председатель – это всего лишь спикер, а обязанности спикера исчерпываются ведением заседаний СЖ РТ и его Президиума.
Но это, увы, теория. А по Уставу СЖ РТ его председатель является единоличным исполнительным органом этой организации, который «осуществляет текущее руководство деятельностью Союза журналистов РТ, решает все вопросы, которые не относятся к исключительной компетенции Съезда и Президиума Союза журналистов РТ» ( ст. 5.10).
Особо хотелось бы подчеркнуть, что он «представляет СЖ РТ во отношениях с третьими лицами, в том числе – с органами государственной и муниципальной власти, а также СМИ».
Примечание. В кавычках приведены цитаты с небольшой правкой, которую я вынужден был делать, поскольку тот, кто готовил устав, по-видимому, не в ладу с государственным языком РФ.
Надо полагать, что всё перечисленное г-н Аминов должен исполнять в свободное от руководства ГТРК и прочих нагрузок время. Но есть ли у него такое время? И не отразится ли его общественная работа в СЖ РТ на качестве основной работы?
Заметим, что у СЖ РТ кроме председателя есть ещё один исполнительный орган. Это исполнительный директор. В этой должности Ралия Фатхутдинова представлена на сайте СЖ РТ. Правда, уставом названного учреждения такая должность не предусмотрена. Но это же такой пустяк…
Да, я отдаю себе отчёт в том, что, выступая с критикой СЖ РТ, рискую своим членством в этом учреждении. Согласно ст. 4.10 Устава этой, как бы общественной, организации меня могут исключить из её состава за «действия, дискредитирующие СЖ РТ».
Утешает лишь то, что в этом уставе есть норма, которая мне - члену этой организации (и пишущему правозащитнику) даёт право «обжаловать решения Союза журналистов РТ, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством» (ст. 4.5.4).
Впрочем, надо ещё подумать,а стоит ли мне – вольному журналисту оставаться в организации с ручным управлением, которое осуществляет г-н Аминов. Ему я – руководитель региональной организации – субъекта общественного контроля посоветовал бы сложить обязанности председателя Союза.
Ибо о какой независимости может идти речь в условиях, когда Союзом Журналистов руководит региональный чиновник и функционер правящей политической партии?
Всё это г-ну Аминову как старший по возрасту я бы высказал с глазу на глаз в ходе личного приёма. Но, как сообщает исполнительный директор, председатель Аминов личный приём членов СЖ РТ не проводит.
И это представляется вполне естественным при его нагрузке на основной работе…