В конце января 2019 года на одном из хвостохранилищ железорудной шахты компании Vale в Бразилии из-за сильных ливней прорвало дамбу.
Из-за мгновенного разрушения плотины системы аварийного предупреждения не сработали. Около 12 млн кубометров ядовитой грязи накрыли административные здания рудника и часть близлежащего посёлка Вила Фертека.
В результате аварии погибло как минимум 224 человека, около 69 пропали без вести (по данным РИА Новости от 8 апреля).
После ЧП были эвакуированы тысячи жителей близлежащих городов, в том числе из Баран-ди-Кокайс и Итатиаюсу, где добывается до 53% железной руды в стране.
Бразилия очень долго будет страдать от последствий катастрофы. Потоки отходов распространились на более чем 8 км. Самое печальное, что они попали в крупную реку Параопеба, вдоль которой проживает 1,3 млн человек.
Для Vale прорыв дамбы тоже стал своего рода катастрофой. Компанию оштрафовали на 68 млн долларов. Кроме того, на счетах бразильского предприятия заморожено 1,4 млрд долларов.
Руководство пообещало выплатить семьям погибших по 27 тысяч долларов и закрыть 10 построенных по подобию прорванной хвостохранилищ.
Действительно ли причиной прорыва дамбы стали сильные ливни? Для ответа на этот вопрос стоит изучить историю создания хвостохранилища.
По информации журнала Geoinfo, дамбу хвостохранилища построили в 1976 году, серьёзно сэкономив на постройке. Она была сооружена из утрамбованных хвостов без укрепления какими-либо подпорными стенами.
Конструкция постепенно заполнялась отходами, которые впоследствии утрамбовывались и выполняли роль «прочного» основания. Кроме того, проектировщики не стали внедрять никаких решений для гидроизоляции накопителя, с водоотведением тоже решили не заморачиваться.
Тем не менее, хвостохранилище прочно стояло на ногах вплоть до окончания эксплуатации - его не заполняли отходами производства последние три года. Но летом 2018 года в дамбе внезапно обнаружили протечки. Сотрудники Vale уже тогда сообщали о небезопасности накопителя.
В сентябре 2018 года независимая экспертная организация из Германии подтвердила, что состояние плотины вызывает беспокойство. От Vale никакой реакции не последовало. Наоборот, руководство заявило, что хвостохранилище в полной безопасности и никакой угрозы не несёт.
Тогда хвостохранилище проверила комиссия IBAMA. Специалисты признали дамбу стабильной и продлили лицензию на продолжение безопасной эксплуатации сооружения.
Случилось это за месяц до катастрофы. Может быть, причина ЧП кроется всё-таки не в ливнях, а в нарушениях требований при проектировании и возведении?
Отсутствие основания и гидроизоляции привело к повышенному уровню грунтовых вод. Дожди ещё больше заполнили ёмкость, вызвали повышенное давление и к тому же размыли затвердевшие хвосты. С большей вероятностью, прорыв дамбы вызвало всё вкупе.