Найти в Дзене
Вел Колдин

Первые предпринимательские шаги

Предпринимателем мне хотелось быть еще со школьных времён. Правда тогда и слова-то такого вроде не было. Коммерсант было. Одна из первых историй была связана с популярной в 90-х годах жвачкой Хуба Буба. Я намайнил где-то парочку настоящих (друг немец подарил), с животным инстинктом сжевал их, а потом меня посетила гениальная мысль. Взял ластик, разрезал его пополам, покрасил в красный цвет, завернул в фантик из под жевачки и продал по спекулятивной цене малолетке в школе.
Через урок малолетка нашёл меня со своим старшим братом и мне пришлось вернуть деньги. Так я понял, что в бизнесе не стоит заниматься контрафактом — это рискованно.

В 8м классе мы поехали в город Брест на экскурсию. У меня были с собой пачка китайских леденцов, которые отец привёз из командировки. В поезде пылить трое суток, жара, мне напекло голову и я решил продать эти леденцы в розницу своим одноклассникам. У всех были карманные деньги, все с лёгкой душой отслюнявили мне по 1 руб. За леденец. Так я поднял 25 руб, а родители дали мне на 7 дней пребывания в приграничном Бресте 30. Неплохо, да? Но когда учителя, сопровождавшие нас, узнали про это они заставили меня вернуть всем деньги, а товар был, простите, ссосан. Так я понял, что иногда бизнес могут регулировать сильные мира сего.

Еще была история, как мне очень хотелось сгонять в гости к другу в Астану, но мама просто так не отпустила бы. Я узнал, что в столице Казахстана продаются семечки подсолнечника дешевле чем у нас. И представил маме бизнес план (на словах, без презентации), что, мол, надо денег на ведро семян, а тут я реализую их постаканно и мы переедем из нашей малосемейки в новую кооперативную трёшку. В Астане я побывал, семки привёз, но продать не смог. Тогда я понял, что к бизнесу надо относиться серьезней, а не заниматься им, чтобы потусить с корешком и девчонками на даче под гитару.

Будучи студентом мы создали производственную артель. Я, мой брат и его друг стали тремя кофаундерами. Брат был мажоритарным инвестором, его друг — биздев, я — оператор колл центра с минимальным пакетом акций. Мы видели, что в России было очень запущенно производство чего-либо, как класс, и решили это исправить. Суть нашего стартапа была в производстве и реализации безакцизного алкоголя, попросту — самогонки. Мы сделали MVP: разместили объявление в газете, скупили фляги, приобрели по оптовым ценам дрожжи и запустили первую линию производства у нас дома.

юный производственник России
юный производственник России

В какой-то момент было обнаружено, что идея иметь производственный конвейер дома пришелся не очень по лицу президенту нашей квартиры — маме. Пришлось искать другую юрисдикцию, чтобы перенести туда всю снедь. Ясно понятно, что это должны быть офшоры. Мы опять дали объявление в газету и стали искать: а) нпомещение под цех б) расширять штат (в объявлении было написано «технологи пищевой промышленности».

Параллельно биздев нашёл зарубежную (казахстанскую) компанию, которая производила на заказ самогоновыгоняющие аппараты по размерам заказчика. Поехав на очередную встречу, я остался в офисе (на квартире биздева) и отвечал на звонки желающих получить работу в технологичном стартапе. Отвечая на один из звонков я честно признался, что надо гнать самогон, а взрослых нет, они временно отъехали. Уже услышав в трубке короткие гудки, я подумал, что фраза «временно отъехали» про владельцев самого перспективного стартапа в районе кинотеатра Кристалл прозвучало двояко.

Тогда наш стартап успешно проработал несколько месяцев, линия по производству божественного напитка работала 24/7, реализация происходила по рабочим общежитиям. Но в итоге бизнес оказался опасным для нашего здоровья и здоровья главного производственника и мы были вынуждены его свернуть. Да и проверяющие органы стали садиться на хвост, ибо цех мы нашли не в промзоне, а в обычной "двушке", на районе, и там жителям, не разделявшим дух свободного предпринимательства стал претить запах производства, о чём они, не моргнув глазом, сообщили на горячую линию участковому. Так я понял, что выводить на рынок новый продукт без чёткой стратегии и маркетинга — нет смысла. И пошёл в наёмные сотрудники, чтобы было на что водить девчонок в летнее кафе у кинотеатра Маяковский и заодно набраться знаний в разных областях. Это было лет 15-18 назад.