Копаясь в исторических архивах, я обнаружил это – Sd Kfz 251/22 Great 922, колесную артиллерию. Помните, как все говорили, что Wargaming никогда не введет колесные танки. Но судя по планам WG, она скоро появится в World of Tanks и займет отдельное место в ветке. Возможно, даже будет премиум-машиной. И мне кажется, пора удалять танки…
Нет, я не утверждаю, что и САУ на базе бронеавтомобиля Sd.Kfz.251 в ближайшие полгода будет доступна в игре. Однако в связи с вводом колесных танков в World of Tanks ее появление лишь вопрос времени. Так что же представляет собой этот Sd Kfz 251/22 с приставкой Great 922.
Что ты такое?
Если до начала Второй мировой войны в Германии ресурсы позволяли разработать технику с нуля, то при ее окончании основным приоритетом была разработка машин на базе уже имеющихся танков. Для армии требовались новые артиллерийские самоходки, в связи с чем за основу взяли уже использовавшийся полугусеничный бронетранспортер Sonderkraftfahrzeug 251.
Приставка Gerät 922 в Sd.Kfz.251/22 – это кодовое обозначение на заводе, а 22 – это версия БТР с орудием 7,5 cm PaK 40. Именно благодаря этому стволу «колесник» стал артой.
Особенностью данного полуколесного танка является использование как колес, так и гусениц. В передней части находились управляющие колеса, а задняя часть опиралась на широкие гусеницы.
Что послужило основой для Sd.Kfz.251/22?
В качестве базовой модификации использовали «восстановленные» и прошедшие ремонт Sd.Kfz.251 Ausf.D. Чтобы установить новое орудие 7,5 cm PaK 40 на Sd.Kfz.251 потребовалось улучшить не только бронекорпус машины, но и другие элементы. Так в центральной верхней части башни сделали крупный вырез, чтобы откат орудия не пробил башню.
Под капот колесной САУ установили 99-сильный Maybach HL42TUKRM, работающий с механической 4-х скоростной коробкой. Причем, как и в игре, БТР имел два режима движения – по шоссе и пересеченке. Максимальная скорость по трассе –не более 50 км/ч.
Брони как таковой не было. Такой слабый мотор не смог бы увезти огромную массу. Вследствие чего лоб башни был закрыт 15-мм листом брони с небольшим наклоном, а борта и корма – 8 мм.
Ну и как пушка?
75-миллиметровое орудие PaK 40 на Sd.Kfz.251/22 могло стрелять снарядами различных типов. Причем ствола длиной в 46 калибров хватало, чтобы разогнать снаряд до скорости в 930 м/с. Историческая скорострельность орудия составляла 14 выстрелов в минуту. Боекомплект – 22 снаряда.
Из-за ограниченных возможностей «колесника» и особенностей монтажа, ствол имел углы горизонтальной наводки 20° влево, 20° вправо. УВН при этом были еще хуже -3° +22°. Что касается бронепробития, то с расстояния в 1 км можно было пробить броню в 97 мм, а с 500 метров – до 150 мм.
Чем все кончилось?
Проект САУ на базе полуколесного БТР разработали осенью 1944 года. Прототип вышел зимой, но несмотря на изъяны в конструкции Sd.Kfz.251/22, машину запустили в серию. Однако всего собрали около сотни самоходок.
Кто знает, если бы у немцев было время и деньги, то возможно бы данную машину доработали до уровня качественной самоходной установки. Но, слава богу, это не произошло!