Найти в Дзене
Артхив

«Цветущий сливовый сад в Камейдо» Утагавы Хиросигэ

Гравюра Хиросигэ «Цветущий сливовый сад в Камейдо» – 30-й по счету лист в серии ксилографий «Сто знаменитых видов Эдо». Несмотря на название, всего их насчитывается 119 (включая титульный лист, добавленный издателем). Правда, 3 гравюры были созданы после смерти мастера его учеником Сигэнобу, взявшем в честь учителя псевдоним Хиросигэ II.

Цветущий сливовый сад в Камейдо. Утагава Хиросигэ, 1857
Цветущий сливовый сад в Камейдо. Утагава Хиросигэ, 1857

Первый Хиросигэ начал работать над серией за два года до своей смерти, которая постигла его во время вспышки эпидемии холеры. По сравнению с другими японскими долгожителями (вроде его предшественника Хокусая, прожившего почти 90 лет), ему было отведено совсем немного – каких-то 62 года. Но за этот срок Хиросигэ удалось отшлифовать искусство создания гравюр укиё-э до совершенства, и сумасшедшая популярность культового цикла – убедительное тому свидетельство.

Цветение сливового сада (по мотивам Хиросигэ). Винсент Ван Гог,1887
Цветение сливового сада (по мотивам Хиросигэ). Винсент Ван Гог,1887

«Цветущий сливовый сад в Камейдо» – одна из двух наиболее прославленных гравюр цикла. А своей известностью на Западе они обязаны лично Винсенту Ван Гогу. Большой поклонник японской ксилографии в целом и творчества Хиросигэ в частности, он не только коллекционировал его гравюры, но и писал собственные версии работ японского художника. Таким образом голландец на практике постигал художественные приемы искусства укиё-э.

Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ). Винсент Ван Гог, 1887
Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ). Винсент Ван Гог, 1887

Стоит отметить, что картины Ван Гога, написанные по мотивам гравюр Хиросигэ, их не копируют (наверняка и цели такой не было). Если у японца мы наблюдаем умиротворение и деликатный цветовой градиент в верхней, «небесной» части листа и в нижней – «земной», то холст Ван Гога дышит жгучим драматизмом. Его закатное небо кажется скорее предгрозовым, а сливовые ветви – угрожающе колючими.

Дерево, изображенное на ксилографии Хиросигэ непростое. У него даже было собственное имя – Гарюбай, что в переводе с японского означает «Лежащий дракон». Так его назвали из-за особенностей произрастания. Ветви могучей сливы опускались вниз до самой земли, зарывались в нее и вновь показывались наружу на таком отдалении от основного ствола, что казалось, будто это целый сливовый сад, а не одно дерево.

Окрестности и главный вход храма Камейдо. Утагава Хиросигэ, 1853
Окрестности и главный вход храма Камейдо. Утагава Хиросигэ, 1853

Гарюбай был огорожен забором, чтобы уберечь примечательное растение от множества людей, стекавшихся в сад из самого центра Эдо (Камейдо на тот момент была деревней – пригородом столицы). Но их мы видим вдалеке, за оградой. Зрителя же Хиросигэ помещает вплотную к мощному стволу сливы, делая непосредственным соучастником картины. Этот фирменный прием японского мастера позже переймут импрессионисты.

Символично, но «Лежащий дракон» ненадолго пережил увековечившего его художника – всего на пару десятков лет. В 1880 году слива с гравюры Хиросигэ погибнет в результате наводнения, а на ее месте воздвигнут памятный знак.

Автор: Наталья Азаренко, artchive.ru