Найти тему
В музее

Одалиски: Реальность и фантазии художников

В XIX веке в Европе вспыхнул небывалый интерес к Востоку. Загадочный неизведанный мир манил рафинированную публику. Строгие запреты и вековой уклад жизни вкупе с соблазнами волновали воображение обывателей.

Эжен Делакруа. «Женщины Алжира»
Эжен Делакруа. «Женщины Алжира»

Как раз в то время началось активное освоение Востока и его колонизация (многочисленные Ост-Индская компании — европейские торговые сообщества, Египетская экспедиция Наполеона, Крымская война). Западный мир все чаще и чаще контактировал с восточными странами. Немногочисленные путешественники, побывавшие в Азии, в красках описывали быт и уклад экзотических стран, провоцируя необычайный интерес простых людей.

В литературе, изобразительном искусстве, музыке возникло целое направление, посвященное странам Востока — ориентализм, который стал невероятно популярным. Наиболее часто к ориентализму обращались художники, а некоторые из них посвятили этому жанру всю свою жизнь.

Джулио Розати. «Танцы в гареме»
Джулио Розати. «Танцы в гареме»

Конечно, европейцы идеализировали жизнь Востока. Она представлялась им похожей на сказку Шахерезады: великолепные убранства, столы, полные экзотических яств, красочные одеяния, важные султаны и невероятно притягательные наложницы и одалиски.

Одалиски вообще появлялись на картинах европейских художников очень часто, хотя, скорее всего, живописцы плохо представляли, кем были эти женщины, путая их с наложницами и другими обитательницами гарема.

На самом деле, одалиски (от турецкого «odalık» — «домашняя девушка») были всего лишь прислужницами в гареме. Они занимались работой по дому, уборкой, иногда сопровождали более высокопоставленных девушек, то есть фактически являлись горничными дворца.

В обычный жизни одалиски были неприметны и никакой значимой роли во дворце не играли. Они служили женщинам гарема и почти никогда не встречались с обитателями мужской половины дворца. Лишь изредка какая-то из одалисок, при условии миловидной внешности, подобающего воспитания и таланта к пению или танцам, могла возвыситься до положения наложницы, однако это, скорее, было исключением из правил.

Одевались одалиски очень скромно, как и подобало прислуге. Их наряд (широкие шаровары и рубаха) напоминал мужской и никоим образом не украшал фигуру.

На картинах европейских художников одалиски представали совершенно в ином свете. Чувственные, полураздетые, они предавались неге или соблазняли султана. Живописцы часто изображали одалисок лежащими на красочных парчовых покрывалах в прекрасных восточных интерьерах, либо танцующими перед повелителем в окружении наперсниц.

В XIX веке появилась целая серия подобных картин самых разных художников (Жан Огюст Доминик Энгр, Мариа Фортуни, Густав Леонард де Йонге, Жюль Лефевр, Эжен Делакруа), и на каждой из них была изображена прекрасная одалиска.

Конечно, ничего общего с реальной жизнью эти изображения не имели. Красивые соблазнительные одалиски были лишь фантазией художников.

Живописцы настолько преобразили простых служанок на своих полотнах, что до сих пор это одалиски ассоциируются с роскошным гаремом и его прекрасными обитательницами.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

Вам будет интересно:

Генрих Семирадский: Танец среди мечей
Жан-Леон Жером: Как европейцы представляли гарем