Для взаимной ненависти достаточно пустяка.
Было время – умные люди утверждали, что Россия – страна «литературоцентричная». Было, да прошло.
Я уже писал («СПОКОЙНЫЕ ЛЮДИ» ПО-ПРЕЖНЕМУ СПОКОЙНЫ»), что нынче снова важнейшим из искусств является кино (а в цирк, о котором также говорил вождь, уже превращается наша повседневность). И ничто так не дискутируется в обществе, как любой мало-мальски нестандартный (или, наоборот, полностью подходящий под «стандарт Мединского») фильм.
Больше звёзды - выше градус
Действительно: перед Днём Победы темой полемики стала новая кинокартина П. Лунгина «Братство», посвящённая Афганской войне. Точнее, её последним дням. Премьера была запланирована как раз к дате, в которую принято вспоминать о подвигах военных людей.
Казалось бы, Лунгин застрахован от нападок: он снял фильм по книге Н. Ковалёва, который был не только участником тех событий, но и, на минуточку, главою ФСБ в 90-е. Ан нет – нашлись патриоты покруче Ковалёва, и для них творение Лунгина оказалось совсем не патриотическим. Но Ковалёв умер в нынешнем апреле – и началось…
Точнее, продолжилось. Фильм упал на, извините, унавоженную депутатами Госдумы почву: российский парламент ведь решил дезавуировать решение парламента советского, признавшего ту войну – политической авантюрой. А это не устраивает функционеров различных ветеранских братств. Настолько не устраивает, что они даже не задумываются над вопросом: может ли одно государство лезть со своей переоценкой событий в другом, уже не существующем государстве, которое, собственно, ту войну и вело.
В кампанию против фильма вмешался и бывший командующий армией Борис Громов, направивший министру культуры РФ письмо, в котором призывает даже лишить фильм прокатного удостоверения. «Это один из вариантов классической чёрной русофобии», - пишет лидер Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое Братство». Наверное, он знает ещё какую-нибудь русофобию – белую, или зелёную, или в клеточку. Возможно, близко познакомился с ними, когда был губернатором Московской области – всяческие «русофобы» обвиняли его администрацию в махинациях с землёй, вырубке Химкинского леса, фальсификации выборов, а его лично – в том, что в ответ на критику дорожного хозяйства «русофобами» на голубом глазу советовал передвигаться на вертолётах, как он сам. А «Братство» - картина «супергрязная, от её сценария и режиссуры идёт зловоние».
Словом, Громов пошёл ещё дальше, чем сенатор, полковник запаса Игорь Морозов, который первым поднял шум вокруг фильма. Тот всего-то требовал перенести премьеру и говорил всего лишь, что на фильме «нельзя воспитывать молодёжь, чувство патриотизма». Возможно, всё зависит от звёздочек на погонах. Одно дело – полковник, другое – генерал. У крупных фигур и градус негодования выше.
Впрочем, такова уж структура общественной полемики в России: градус в ней просто обязан нарастать – до точки кипения, а там, может, и до температуры самовозгорания бумаги. Причём для возникновения полемики достаточно какого-нибудь пустяка. Пустяк, помещённый в благоприятную для шумихи среду, то есть попавший в определённый контекст, приобретает значимость, ему не свойственную.
Дурак тряпичный, с наполнителем
Ах, какой грянул скандал! Ах, с каким наслаждением втянулись в него солидные вроде бы люди! Ах, какие выражения пошли в ход!
Председатель российского Союза ветеранов Михаил Моисеев назвал изделие «похабщиной», а его изготовителей – «мерзавцами».
Михаил Алексеевич, чтоб вы знали, - генерал армии, начальник Генерального штаба ВС СССР, первый заместитель министра обороны СССР (1988—1991), и.о. министра обороны СССР (правда, всего лишь 22 - 23 августа 1991 года), а также член ЦК КПСС (1990—1991).
«Каждый раз к 9 мая обязательно какие-то деструктивные силы вытаскивают такую мерзость и грязь, наживаясь на этом, изготавливая всякую похабщину, которая порочит то, что было сделано нашими дедами и отцами», - разгневался 80-летний генерал армии, умудрённый жизнью.
«Показывают, вот, какой у нас оставшийся дряхлый ветеран, - добавил функционер ветеранской организации. - Они не думают о том, что ему в 1945 было 20 лет». Как, впрочем, и сам он не думал при этом ни о том, что в 1945 году ни один фронтовик вообще не был ещё «ветераном», ни о том, что мягкая игрушка не может демонстрировать дряхлость. Плюшевый мишка - тоже дряхлый?
Тут я должен заметить, что умудрён – не в военных науках, о чём не мне судить, а вообще – Михаил Алексеевич недостаточно, кажется.
В том же интервью он призвал молодёжь учиться патриотизму у Северной Кореи: «18 стран во главе с ООН воевали против Северной Кореи. И ничего не сделали. Они гордятся этой победой, вот и мы должны гордиться нашей победой». Генералу извинительно не знать подробностей войны, в которой он не участвовал. Но вот доктору военных наук, наставляющему молодёжь, лучше всё же справиться – кто начал ту войну, в которую вмешались «18 стран во главе с ООН» (да и СССР с Китаем в придачу, хотя их, наверное, Моисеев в число 18-ти не включил).
Подсказка: агрессором в той войне выступила, с согласия Сталина, Северная Корея. А поскольку в результате войны границы двух Корей остались практически неизменными, говорить о победе КНДР может разве что тамошняя пропаганда: раз целью Севера было объединение всего полуострова под своим флагом, где же тут победа?
Главвредитель Всея Руси
Руководитель Союза ветеранов так разгорячился, что призвал устроить рейды по магазинам к 9 мая, чтобы выявить и изъять этих самых «Ветеранов» с наполнителем. Я стал было переживать за ветеранов, которым предстоят физические нагрузки, но напрасно: игрушка, судя по всему, из продажи исчезла. Даже в Интернете.
Но поскольку сохранились фото с экрана компьютера, полемика в Сети ещё продолжалась – в выражениях весьма едких. Чудесный принцип «Пренебреги», о котором вспомнил наш фельетонист Емеля («САМОУБИЙСТВЕННЫЙ ЩЕЛБАН»), российским обществом мало востребован. За каждым кустом россиянину по-прежнему мерещатся «мерзавцы» и даже «вредители». Хотя главным вредителем у нас остаётся обыкновенный дурак. И не «с наполнителем» - а прямо-таки дурак набитый.
Только он мог придумать «игрушку «Ветеран». Как сувенир для взрослых она – нелепа, только пыль собирать. Как игрушка для детей – тем более: как с этой текстильной куклой играть-то? Кормить её с ложечки кашей? Тогда к кукле должна прилагаться такая же игрушечная полевая кухонька с запасом дров…
Ползком на карнавал
Дело в том, что игрушка продавалась (по цене от 562 до 600 рублей) под торговой маркой «Бока». Фирма «Бока» находится не где-нибудь в «злонамеренной» Европе или в готовом производить что угодно Китае, а в Самаре. На рынке волжане действуют уже 20 лет и сообщают о себе следующее: «Сегодня выпускается более 2000 видов товаров: мягкая игрушка, маскарадные костюмы» и т.д., и т.п. И что это за маскарадные костюмы? А такие, о которых я писал в материале «РУЖЬЁ ИЗ ПЕРВОГО АКТА». Можете полюбоваться.
Среди всего этого великолепия особым цинизмом, по-моему, отличается «карнавальный костюм» «Солдатик-малышок» для грудничков.
«Бока» руководствовалась, наверное, не только рыночным спросом. Но и желанием выглядеть в глазах властей «патриотичненько». Почему-то ползунками не возмутился никто, хотя и стоило бы, а вот с тряпичным «Ветераном» - промашка вышла ужасная.
Художник, нарисовавший эскиз «Ветерана», интуитивно чувствовал, видимо, что память о Великой Войне превращается в какой-то фарс, в котором ничто не постыдно. Ну, и…
Ружьё, так сказать, выстрелило. Пусть и не пулей, а зарядом разноцветных конфетти, как в фарсе.
А кто первый-то?
Это не первый случай «усердия не по уму».
То в каком-нибудь магазине навяжут на бутылки с водкой георгиевские ленточки – но не продавцы же первыми превратили орденскую ленту в предмет «массового потребления»!
То в патриотическом плакате поздравят отечественных воинов изображением воинов иностранных (или даже прямо – вражеских) – ибо желания отличиться больше, чем познаний.
Учитывая многие факторы, предскажу: каждый «не первый случай» окажется и не последним.
Всё это предосудительно, факт. Удивляет лишь ярость, которую вызывает чьё-то недомыслие. Глупость должна была бы вознаграждаться осмеянием, не более того. Но не крепкими же выражениями, на которые щедры не только генералы, а и неслужилый люд! Нагнетание взаимоненависти в обществе едва ли ведёт к национальному спасению, ради которого, собственно, бились за Победу.