То, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием. (Парацельс)
Понятия “мистика” и “экстрасенсорика” часто сливаются. Но они кардинально отличны. И также кардинально различны пути мистика и экстрасенса.
Но и мистики бывают разными.
Темная мистика
Слово «мистика согласно словарям означает «веру в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек»
Это определение не берет в учет, что есть 2 вида мистиков (или 2 разновидности мистики), которые отличаются друг от друга также сильно, как атеист отличается от верующего человека.
Многие мистики сосредотачивают свое внимание на взаимодействии с низкими энергетическими сущностями — духах, ведьмах и пр. (как бы их не называли). Я бы назвал такого мистика темным мистиком. В основе его эмоций и убеждений лежат вибрации страха и злости.
Об энергетической основе убеждений и эмоций смотрите Возникновение эмоций
Мистиком такого типа был Гоголь. В его рассказах можно найти описания видений такого мистика:
Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит, страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку: кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку: кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу («Майская ночь или утопленница»).
Рассказ про ведьму, обратившуюся в кошку, взят из детских переживаний самого писателя, которые он позже описал в своих воспоминаниях. Маленький Гоголь, которому тогда было 5 лет (домашние его звали Никошей) остался дома один. Его напугали зеленые глаза кошки, «искрившиеся недобрым светом». Кошка шла к Никоше и мяукала. Никоша схватил кошку и утопил в пруду, удерживая ее под водой длинной палкой.
Мастерство Гоголя поражает – сцены видятся как живые. Именно подобные переживания рождаются в сознании и управляют сознанием и поступками мистиком такого рода.
Он на минуту остановился. Посредине все так же неподвижно стоял гроб ужасной ведьмы. «Не побоюсь, ей-богу, не побоюсь!» – сказал он и, очертивши по-прежнему около себя круг, начал припоминать все свои заклинания. Тишина была страшная; свечи трепетали и обливали светом всю церковь. Философ перевернул один лист, потом перевернул другой и заметил, что он читает совсем не то, что писано в книге. Со страхом перекрестился он и начал петь. Это несколько ободрило его: чтение пошло вперед, и листы мелькали один за другим. Вдруг… среди тишины… с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа. («Вий»)
Кстати, сам Гоголь утверждал, что он услышал сюжет «Вия» и просто перенес его на бумагу. Но ни до, ни после Гоголя исследователи не могли найти аналогичного народного сказания. Похоже, это исключительно авторская работа Гоголя, отражающая его внутренние мучающие его кошмары.
Я не утверждаю, что Гоголь был исключительно темным мистиком. Судя по истории его жизни, он постоянно находился между «Богом и чертом». Но то, что его произведения отражают почти исключительно темную мистику, – для меня несомненно.
В моем детстве было несколько похожих, хотя далеко не столь страшных эпизодов. В одном (где-то в возрасте 5 лет) я сидел на диване и вдруг увидел, как из угла комнаты к балкону идет группа гномов с ружьями и пушкой, которую они везли за собой на колесах. Я чувствовал враждебность их энергии. Не обращая на меня внимания, они прошли сквозь стену, отделяющую балкон от комнаты и скрылись на балконе. Это воспоминание было живо в воображении в течение 10 лет, когда все “обычные” воспоминания того периода уже стерлись.
Причина, что темный мистик сосредоточен на взаимодействии с сущностями низкого энергетического уровня, проста. Его чувствительность повышена, при этом его собственная энергия находится на низком уровне (вибраций). А мы можем взаимодействовать только с теми, кто находится на примерно одном с нами уровне вибраций.
Темный мистик может сколь угодно говорить о Боге. Обладая энергией с такой низкой вибрацией он не только не чувствует более высоких сфер, но и не понимает их. В его картине мира, в его понимании мира нет ни Бога, ни Высших Сил. Он ищет не Божественное руководство, а магическую силу; его идеал — контроль и подчинение.
В религии такой мистик прежде всего ищет чертей и демонов – они ему ближе по духу.
Эмоции и убеждения темного мистика почти все находятся в области страха и злости, и поэтому он притягивает сущности с такими же низкими вибрациями. Его энергетическая сила (экстрасенсорика) может быть велика, но сила энергетики никогда не в состоянии компенсировать низкий уровень вибраций. Темный мистик не может постичь Божественную природу человека или осознать, что существуют Высшие силы, которые человека ведут. Постижение такого знания всегда завязано на энергию, и ему для этого просто не хватает энергии (вибраций более высокого уровня).
О различие между силой (интенсивностью) энергетики и мощью энергетики (основанной на уровне вибраций) смотрите Эмоции и желания (часть 2)
Светлая мистика
Светлые мистики – это те, кто осознают присутствие Высшей Силы, как бы они ее не называли. И не просто осознают, но и живут (по крайне мере, стараются жить) в соответствии с этим осознанием.
Это не вопрос светлой и темной сторон Силы, как в сериале «Звездные Войны». Это осознание связи с чем-то более высоким, чем мы. Осознание, что у жизни есть более высокая цель и более высокий смысл, осознание того, что есть те, кто жизнь ведет. Это поиск не магической силы, а Божественного руководства.
Настоящие святые всех религий были такими мистиками. Франциск Ассизский, например. И не только святые, но и ученые (Пифагор), философы (Сократ, Платон), писатели (Шекспир).
Классические слова Иисуса «Не моя воля будет, но твоя» отражают высший уровень развития мистика. Разумеется, когда мистик живет согласно этим словам, а не просто их повторяет.
Из недавних времен примером таких мистиков могут быть русский философ и поэт Владимир Соловьев и основатель айкидо Морихей Уэсиба.
Следовать Пути означает быть единым с волей Бога и практиковать её. Если мы даже слегка отступаем от этого, мы более не на Пути. (Морихей Уэсиба)
Важно, что не формальные термины «Бог» или любые другие определяют светлую сторону мистики, а стоящие за ними убеждения, и энергетический уровень этих убеждений. Видения ангелов сами по себе не делают мистика светлым, также как иконы на стенах на делают человека верующим. В истории много случаев, когда подобные видения служили самым темным человеческим страстям и оправдывали войны, убийства и насилие.
Мистики и экстрасенсы
Здесь и далее под мистиками понимаются светлые мистики.
Большинство мистиков равнодушно относились к экстрасенсорным способностям, хотя многие из них обладали ими.
Когда мастер дзен Банкей спокойно проповедовал, его прервал священник другой общины. Эта община веровала в силу чудес. Священник похвастал, что основатель их религии мог, стоя на одном берегу реки с кистью в руке, писать святое имя на клочке бумаги, которую держал его помощник на противоположном берегу. Затем он спросил: «А какие чудеса можешь делать ты?» Банкей ответил: «Только одно: когда я голоден — я ем, когда я хочу пить — я пью» (Ошо)
Что интересовало мистиков – это достижение некоего контакта с Божественным и получение через этот контакт руководство от Божественного. Собственно, это единственный вид экстрасенсорных способностей, который их интересовал.
Напротив, экстрасенсы в первую очередь озабочены своими способностями, которые они считают своим личным достижением. И практическом применении этих способностей по контролю и изменению окружающего мира.
Разницу между ними хорошо показывает отношение к целительству. Целитель-экстрасенс скажет «Я исцеляю». Целитель-мистик скажет: «Через меня идет исцеление Свыше, я – лишь канал передачи этой исцеляющей энергии».
Цель экстрасенса – накопление силы. Цель мистика – установление и осознание контакта с Божественным. Если при этом приходят экстрасенсорные способности, то они воспринимаются как побочный эффект пути.
Если экстрасенс достигает успеха на своем пути, и при этом к нему приходит понимание Божественной природы его способностей, то он встает на темный путь.
Возвращаясь к сериалу «Звездные войны» — разница между ситхами и джедаями на самом деле невелика. Ни те, ни другие не понимают Божественной природы силы, и руководствуются в своих действиях собственными идеями и моралью, не ища Божественного руководства.
В этом плане много выше стоят идеи, изложенные в книгах Карлоса Кастанеды (откуда в «Звездные войны» и пришло знаменитое слово Сила – да пребудет с тобой Сила). У Кастанеды по мере погружения в древнее магическое учение происходит переход от экстрасенсорики к мистике. Изначально учитель Кастанеды говорит о личной силе, которую маги накапливают, и которая всегда принадлежит кому-то. Позже он же говорит, что Сила на самом деле не принадлежит никому, а еще в более поздних книгах само слово «Сила» заменяется на «Дух». Вот эта цитата и есть то, что отличает мистика от экстрасенса или темного мистика:
На этой земле существуют силы, которые направляют и ведут людей, животных и вообще все живое, что здесь есть.
— О каких силах ты говоришь? — спросил я после длительной паузы.
— О силах, которые руководят нашей жизнью и нашей смертью
(Кастанеда «Путешествие в Икстлан»)
Экстрасенсами и темными мистиками в учении Дона Хуана предстают те, кто стремился к безграничному накоплению силы, и кого он называет магами древности.
Резюме
- Есть темные и светлые мистики. Отличия между ними прежде всего в уровне энергии, на котором они находятся. Какую энергию они используют – энергию страха и злости или энергию любви.
- Экстрасенсы ищут силу: мистики ищут контакта с Божественным.
- Мистик может быть экстрасенсом, а может и не быть.
- Мистик всегда понимает ограниченность своей человеческой природы; он понимает, что существуют Высшие Силы, которые его ведут (также как и весь мир) и ищет руководства.
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье — слепота, а чаще — свинство.
Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.
У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твёрдо.
Но в сердце льстец отыщет уголок,
и жизнь уже видна не дальше чёрта.
(Иосиф Бродский)
Рекомендую также почитать статью Мир Дикого Запада — об атеизме современной западной культуры
и Как появилось христианство (Законы космической драматургии) — размышления о том, как Высшие Силы ведут наш мир