Правило третей — фундаментальный принцип композиции с которым знакомо большинство фотографов. В тоже время так много простых вещей,которые часто пропускаются или неправильно истолковываются. Из этой статьи Вы узнаете, как правильно применить правило третей к Вашим фотографиям, и как создать хорошо сбалансированные композиции.
Что является Правилом Третей
Каждая хорошая фотография имеет то, что является ее основным объектом или объектами. Те части изображения, на которые человеческий глаз обращает внимание первым или вещи, которые мы замечаем раньше всех остальных тогда, когда смотрим на фотографию. Как Вы считает, какие самые важные объекты на фотографии человека, идущего по пляжу с велосипедом?
Правильно, сам человек – основной объект этой фотографии. Поскольку мы смотрим на эту фотографию, мы немедленно замечаем, что человек изучает море, и что у него есть велосипед. Мы также замечаем яхту, которая служит дополнительным объектом.
Какое отношение все это имеет к правилу третей?
В его наиболее канонической форме правило третей указывает, что самые важные объекты фотографии должны быть помещены вдоль линий сетки и на перекрестках этих линий, которые известны как узловые пункты. На этой фотографии видно, что человека размещен вдоль правильной вертикальной линии сетки, и что самая важная его часть – его голова – помещена в узловой пункт.
Однако пример выше не соблюдает правило третей. Идеально, яхта (которая является другим важным объектом) должна быть помещена в нижний левый узловой пункт, и горизонт должен проходить вдоль нижней линии сетки. Но так как объект перемещался быстро, и сцена не была подготовлена, был только один шанс сделать эту фотографию.
Давайте посмотрим на другой пример.
Еще раз пришлось немного отойти от линий сетки, потому что съёмка велась инстинктивно. Тем не менее, этот композиция хорошо выглядит, и объекты в гармонии, потому что фотография все еще немного соблюдает правило третей. Если разместить женщину и ее ребенка в центре фотографии, или если бы горизонт был расположен горизонтально, получившаяся композиция выглядела бы намного хуже.
Вы также должны уделять внимание направлению движения в сцене. Сцена на этих двух фотографиях очень похожа, но на первой фотографии оставлено больше пространства на левой стороне, в то время как на второй фотографии оставлено больше пространства на правой стороне. Поэтому человеческий глаз естественно имеет тенденцию следовать по направлению движения, как будто пытается увидеть, куда идут объекты.
Поэтому Вы должны всегда оставлять больше пространства в стороне, к которой перемещаются объекты. Если Вы не верите мне, просто попытайтесь сделать противоположное. Вы увидете, как странно это будет выглядеть.
Сбалансируйте фотографию по диагонали
Применяя правило третей, также важно обратить внимание на горизонтальный и вертикальный баланс фотографии. В целом Вы хотите композицию, которая в большой степени не склоняется к одной из четырех сторон изображения. Давайте рассмотрим эту фотографию.
Основной объект этой сцены – ярко-оранжевый утес на правой стороне реки. Но если бы это было единственным объектом на фотографии, визуальный вес фотографии был бы сфокусирован на правой стороне, и глаз, вероятно, проигнорирует левую сторону фотографии в целом.
Чтобы балансировать сцену добавлена большая скалу в левом нижнем углу. Это добавляет визуальный баланс к фотографии, и теперь её левая и правая сторона, а также верхняя и нижняя часть, все одинаково сильны.
Чтобы достигнуть хорошего визуального баланса, лучше помещать Ваши важные объекты по диагонали, так как сделано здесь с утесом в правом верхнем и большой скалой в левом нижнем углу. Этот метод использован, чтобы создать визуальный баланс на фотографии наверху этой статьи.
Правило третей и людей
Каждый раз, когда на фотографии есть люди, они планируются стать важной частью Вашей композиции. Но от куда Вы узнаете, на чем должны сфокусироваться при этой композиции?
Смотря на фотографии людей и животных, наши глаза будут всегда соблюдать правило Глаз-Лицо-Тело. Что это означает? А то, что на фотографии выше, первым объектом, который Вы всегда будете замечать, является глаза маленького мальчика, далее следует его лицо и остановится на теле. То же самое происходит в реальной жизни – каждый раз, когда Вы видите другое лицо то первое на что Вы посмотрите являются глаза.
С точки зрения правила третей это означает, что Вы должны поместить глаза объекта на одном из главных узловых пунктов. Если оба глаза ясно видны, они должны расположиться на главной линии сетки так, как это сделано в этом примере. Если объект снимается в профиль, главная линия сетки, естественно, должна следовать за путем зрения предмета.
Заметьте, как на фотографии выше объект смотрит налево, и оставлено много свободного пространства на левой стороне изображения. Точно так же, как со съёмкой движения, глаз будет всегда располагаться к направлению, в которое смотрит объект. Естественно нам любопытно знать то, на что смотрит другое лицо, и наши глаза автоматически следуют в том же направлении.
На этой фотографии, композиция все еще сбалансирована, поскольку глаз автоматически следует за пристальным взглядом объекта. Всегда оставляйте некоторое пространство в направлении, на которое смотрит Ваш объект.
Правило третей на iPhone
Если Вы плохо знакомы с правилом третей или если Вы просто забываете обращать внимание на композицию, попытайтесь использовать линии сетки в камере своего iPhone. Линии сетки напомнят Вам обращать внимание на правило третей и позволят намного легче правильно согласовать предметы в структуре.
Вы можете включить сетку на настройках Камеры. Так же Вы можете также активировать линии сетки в почти любом приложении для камеры, которое можно использовать.
Если Вы не разбираетесь в композиции во время съёмки, Вы можете подрезать фотографию так, чтобы это соблюло правило третей. Большая часть приложений для редактирования фотографий, включая встроенный инструмент подрезания, покажет Вам линии сетки это поможет обрезать свои фотографии правильно. Почитайте статью о подрезании для Instagram, чтобы узнать больше об улучшающемся составе посредством подрезания.
Правила предназначаются, чтобы быть нарушенными
Наконец, я должен сказать, что правило третей – неправильное употребление. В фотографии нет никаких твердых правил, и Вы не должны стесняться экспериментировать с любыми работами так, как лучше всего для Вас. Поэтому мне нравится называть правило третей рекомендацией, а не твердым правилом. Как только Вы разобрались с ним, не стесняйтесь нарушать его так часто, как Вы пожелаете.
Только посмотрите на фотографию ниже.
Эта фотография –мой старый фаворит несмотря на то, что эти два велосипеда – которые являются основными объектами – располагаются в центре фотографии. В большинстве случаев это выглядит плохо, но здесь результат действительно хорош.
Здесь у объектов есть ясное направление движения, и только часть сцены видима из-за темных вечерних теней. Размещение объектов преимущественно с правой стороны не хорошо, потому что должно быть некоторое пространство, чтобы видеть, куда они направляются. По этому в этом случае нарушение правила третей было наилучшим выбором.
Давайте рассмотрим еще один пример.
Здесь и верхняя, и нижняя часть леса – значительно ниже нижней линия сетки, которая оставляет очень мало области леса занимая сцену большим количеством неба. На этой фотографии большой акцент поставлен на необъятность огромного облака дождя.
Единственный способ показать достаточно облака на этой фотографии в Instagram состоял в том, чтобы оставить внутри как можно меньше области. Слепое соблюдение правила третей не самое лучшее для данной сцены.
Правило третей – очень полезная композиционная рекомендация, которой Вы не должны следовать неукоснительно. Однако это – хорошая отправная точка, и в большинстве случаев это работает хорошо. Но не стесняйтесь экспериментировать, чтобы узнать, как лучше всего для каждой конкретной сцене!
Подписывайтесь на мой канал и ставьте палец вверх!!!