Найти тему

Почему ваш ребёнок не читает классику

Оглавление
Полюбить классическую литературу? Миссия выполнима!

Нам хочется, чтобы дети как можно раньше начинали читать классику – проверенные временем книги с хорошими ценностями и красивым русским языком. Однако «разумное, доброе, вечное» часто не находит должного отклика в сердцах маленьких читателей. Едва начатая книга оказывается отброшенной – и ребёнок снова возвращается к просмотру мультфильмов, мобильным играм или чтению комиксов. Если же книгу задали по школьной программе, то ограничивается знакомством с экранизацией или кратким пересказом.

Что говорят цифры?

Опросы школьников показывают, что почти 50% детей считают классику устаревшей и неактуальной. Печально известен тест, когда школьников младших классов попросили нарисовать иллюстрацию к четверостишию А.С Пушкина «Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая / Ямщик сидит на облучке / В тулупе, в красном кушаке». Кибитка оказалась инопланетным летательным аппаратом, уничтожающим пушистых зверьков – браздов, а ямщик – и вовсе мрачным землекопом, сидящем на обруче.

Куда ямщик выкидывал коленца?

-2

Главная причина этого – нехватка словарного запаса. Непонятный текст, который постоянно заставляет лезть в словарь – скучен и утомителен для ребёнка. О каком удовольствии и понимании смысла может идти речь, если ребёнку приходится строчка за строчкой ломать голову над выражениями вроде «выкидывать коленца» или «мерить на свой аршин»? Ведь произведения, ставшие классическими, отделяет от нас солидный промежуток времени – несколько десятилетий как минимум или даже несколько столетий.

Жизнь наших предков разительно отличается от нашей. Реалии и обстоятельства, с которыми соотносятся историзмы вроде «опричник», «ямщик», «барин» – для детей уже из области фантастики. Они не более близки и реальны, чем проблемы пришельцев из далёкой галактики или истории про драконов. Но при этом ещё и совершенно непонятны!

«Незнакомый» знакомый язык

-3

Книги, которые читали и понимали ещё родители, уже совершенно неясны детям. Причина в том, что за последние 10-20 лет язык радикально обновился. Не стоит на месте технический и социальный прогресс – а вместе с ним меняется и язык. Слова, выражения и понятия, которые родители хотя бы слышали, не вызывают у детей уже ни малейших ассоциаций.

Незнакомые обороты речи и слова уже невозможно «расшифровать» по аналогии, а языковое чутье, которое помогает в таких случаях, пока развито недостаточно. Начинающий читатель оказывается один на один с книгой, будто написанной на незнакомом языке. Закономерно, что кроме отчаяния и нежелания продолжать чтение – ничего не остаётся. Принуждение только усугубляет ситуацию – и ребёнок в знак протеста отказывается от любого чтения.

Требуется переводчик!

-4

Интересный выход из создавшегося положения предлагает современное книгоиздание. Появилась серия книг со встроенным «переводчиком», который объясняет ребёнку все непонятные слова, обороты и реалии прямо по ходу чтения. В серии «Детская книга с вопросами и ответами для почемучек» выходят классические произведения с подробными иллюстрированными комментариями для школьников. Пишут их учителя литературы и русского языка, которые преподают этот материал в школе и отлично чувствуют «слабые места». На данный момент в серии вышло два издания.

Книга «Сказки» включает в себя два знаменитых произведения А.С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане» и «Сказку о мертвой царевне». Комментарии помогут разобраться, кто такие бояре, гонцы и глашатаи, что значит «крещённый мир», где в избе находилась светлица, а где – красный угол, кто такая сватья баба Бабариха и почему дядька Черномор – вовсе не родственник 33-ех богатырей. Комментарии охватывают широкий пласт бытовых, исторических, культурных реалий, а поясняющие рисунки помогают лучше усвоить новые знания.

-5

Также в серии вышла сказка-пьеса С. Я. Маршака «Умные вещи». Доброта, мягкость и мудрость народного фольклора, непосредственность скоморошьих розыгрышей, настоящая драматургия и богатый язык классического театра – эта история интересна и малышам, и школьникам, и взрослым. Комментарии дают возможность узнать многое о быте ушедших времен: что такое лорнетка, кто такой пустозвон и как выглядела игрушка «американский житель».

Знание классики – прочный фундамент для формирования образованной, гармоничной, всестороннее развитой личности. И по-настоящему понять классику – её красоту, смысл, культурную значимость – невозможно без понимания её языка. Важно помочь сегодняшним детям разобраться с устаревшими словами и выражениями – и тогда ничто не будет мешать глубокому и осознанному осмыслению литературы.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!

До новых книг!

Ваш Book24