Проблема долгов по зарплате на обанкроченном предприятии вышла на федеральный уровень
Свежеиспеченному министру транспорта Александру Николаеву придется начать свою деятельность на данном поприще с зарплатных долгов «Чувашавтотранса». Масштабы этого бедствия вышли на федеральный уровень: вопрос был рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии, где неуклюжим действиям региональных властей была дана весьма нелицеприятная оценка. Времени у нового министра совсем немного – менее двух месяцев до конца второго квартала. Глава республики Михаил Игнатьев полагает, что проблема будет решена за счет реализации имущества. А ответственность за сложившуюся ситуацию он возлагает на предыдущее руководство Минтранса и гендиректора предприятия. Однако факты свидетельствуют, что в эпопее с долгами по зарплате в «Чувашавтотрансе» все далеко не так однозначно.
Читать в источнике
Указ главы Чувашии о назначении вице-премьера Александра Николаева вдобавок к его статусу еще и министром транспорта появился в самый канун первомайских праздников. Предстоящие длительные каникулы – не лучшее время для вступления в должность. Но сложившаяся обстановка не оставляла выбора. В Москве прошло заседание федеральной трехсторонней комиссии, на котором республику склоняли во всех падежах из-за огромных долгов по зарплате в «Чувашавтотрансе».
На текущий момент, по данным профсоюзов, сумма задолженности перед 728 работниками предприятия приближается к 90 млн рублей. «Что касается этого случая, то здесь системная ошибка, – заявил на заседании трехсторонней комиссии руководитель ФНПР Михаил Шмаков. – Государство решило ускорить приватизацию госпредприятий и монетизацию льгот. Дальше государство в лице администрации республики само банкротит это предприятие, потому что льготы монетизируются. При этом на своем же предприятии заставляют льготников возить бесплатно, не компенсируя ни их проезд, ни провоз багажа. Дальше предлагается передать это частным перевозчикам, которые сами устанавливают цену и никакие льготы не принимают, но правительство самим льготникам доплачивает. Для государства это убыточные перевозки, для частников – прибыльные».
Долги по зарплате – это первый пункт в документах на соответствие занимаемой должности для руководителей регионов. Пока формулировки обтекаемые – трехсторонняя комиссия рекомендовала правительству Чувашии проработать план мер для погашения задолженности и выплатить долги по зарплатам во втором квартале этого года. Такие же сроки неоднократно озвучивал и глава Чувашии Михаил Игнатьев. При этом всю ответственность за сложившуюся ситуацию он возлагал на предыдущего министра транспорта Владимира Иванова и гендиректора предприятия Сергея Фомичева.
«Сейчас там какая ситуация? Начисленная зарплата – около 15 млн. Все остальные доначисления, это отпуска за 3 года, 5 лет. – заявил Игнатьев на сессии Госсовета. – Директор стал вилять, отправлять людей в административные отпуска, когда уже перевозки прекратились. И за 2.5 месяца необоснованно было доначислено еще 35 млн. За счет реализации имущества погасим и долги по зарплате, и долги по налогам. Все открыто, все прозрачно». По-видимому. открытость и прозрачность должна была подтвердить экспертиза деятельности предприятия, назначенная Минюстом спустя год после его банкротства. Но желающих ее проводить так и не нашлось.
Между тем, как рассказал «Правде ПФО», бывший министр транспорта Владимир Иванов, ситуация в «Чувашавтотрансе» стала критической еще в 2016 году, когда задолженность по зарплате достигала более трех месяцев. И стало ясно, что без системной поддержки со стороны государства предприятие не выживет. Однако, по словам Иванова, ежегодные компенсации из бюджета были в два раза ниже необходимой суммы.
«Минтранс в марте 2018 г представил правительству республики аналитическую записку с тремя возможными путями развития ситуации по «ЧАТ», – сообщил Иванов «Правде ПФО». – Первый путь — сохранение предприятия, но для этого необходимо выделение более 250 млн руб. Второй — управляемая ликвидация предприятия, при которой работники по соглашению сторон при увольнении получают компенсацию (около 60 млн руб., включая неиспользованные отпуска). Эту сумму требовалась выделить из бюджета, при этом остальные платежи компенсировались бы продажей имущества. И третий путь — стихийное неконтролируемое банкротств, при котором выплаты сотрудникам составят 107 млн руб. К сожалению, ситуация стала развиваться по последнему варианту. А перевозки были прекращены после того, как предприятию заблокировали все счета. Даже за топливо стало нечем платить».
Эксперты согласны с тем, что проблемы ведущего перевозчика региона решались таким образом, словно специально ставилась цель создать максимально негативные последствия для имиджа республики в целом и Игнатьева лично. «Глава республики ищет врагов в рядах оппозиции, а ему не мешает присмотреться к собственному окружению, – заявил «Правде ПФО» депутат Госсовета Сергей Семенов. – Я ездил в Москву, встречался с чиновниками, тем же Шмаковым не для собственного пиара, а чтобы помочь транспортникам. Доказывал, что одноразовыми вливаниями «Чувашавтотрансу» не поможешь, нужна система компенсации убыточных тарифов. Вместо этого Минфин подсказал Игнатьеву, что нужно отказаться от льготных перевозок садоводов. Сэкономили копейки, зато потеряли государственного перевозчика. В районах республики закрыты десятки маршрутов. И Игнатьева люди вспоминают недобрым словом не из-за того, что его Семенов критикует, а потому что им ехать не на чем. Прислушался бы к оппозиции – имел бы сейчас меньше головной боли».
Бывший министр транспорта Владимир Иванов также не скрывает своего огорчения по поводу того, что его рекомендации игнорировались. «По моей просьбе ровно год назад было организовано совещание у премьер-министра Ивана Моторина с участием министра финансов Светланы Енилиной, – заявил Иванов «Правде ПФО». – Я там досконально изложил перспективы развития событий с попаданием региона в федеральную повестку, если персонал ЧАТ не будет сокращен с выплатой компенсаций по соглашению сторон. Так и сказал, в частности, что будет негативный удар по имиджу главы республики при накоплении зарплатных долгов. Ситуация достаточно легко просчитывалась. Однако руководитель финансового блока видимо не увидела всю серьезность угрозы. И при очередном уточнении бюджета средства для транспортников не выделили. «Самоубийцы» — так я охарактеризовал правительство Чувашии, находясь в кабинете руководителя администрации главы республики Юрия Васильева, после принятия поправок в бюджет без средств, необходимых для безболезненного увольнения персонала».
Новый министр транспорта Александр Николаев раньше наверняка вникал в дела «Чувашавтотранса» в пределах компетенции вице-премьера по безопасности. Но вряд ли он владеет нюансами отрасли. Как стало известно «Правде ПФО», после отставки Иванова на вакантный пост рассматривались совсем иные кандидатуры. Но ни помощник главы республики Владимир Голубейков, ни бывший первый заместитель сити-менеджера Чебоксар Юрий Шилов не прошли по каким-то параметрам. Вот Игнатьев по причине кадровой безысходности и решил доверить транспортное и дорожное хозяйство отставному полицейскому полковнику. Правда, глава региона вряд ли может назвать удачным опыт привлечения в отрасль бывших силовиков. Достаточно вспомнить коллизии с назначением и последующим стремительным увольнением бывшего начальника наркоконтроля генерал-майора Евгения Барсукова директором «Чувашупрдора».
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото pravdapfo.ru