Бесступенчатая коробка передач (вариатор) дарит плавное движение, но готова наказать водителя за мизерную оплошность. Многие водители недолюбливают вариатор (англ. – CVT), так как эта автоматическая КП имеет сложное устройство, плохо прогнозируется, в малых городах для ее обслуживания маловато грамотных специалистов. А если ломается в гарантийный срок, то дилерские станции меняют весь узел целиком.
Дабы продлить срок службы этого агрегата нужно его правильно эксплуатировать и трепетно ухаживать за ним.
"Характер" вариатора
CVT — натура противоречивая. С одной стороны, вариатор комфортен — смены передач у него отсутствует в принципе, а потому ускорение происходит плавно, «бесшовно».
Однако для некоторых водителей разгон с характерным подвисанием на высоких оборотах стрелки тахометра, которое сопровождается монотонным гулом двигателя, является непривычным. В связи с этим некоторые производители программное управление вариатора настраивают для имитации гидромеханической КП, то есть работы условно ступенчатой.
С другой же стороны, у вариатора относительно простая конструкция, имеющая, по мнению многих автовладельцев и механиков, среди АКП наихудшую подготовку к высоким нагрузкам.
Водителям дорого обходятся ошибки в процессе эксплуатации, хотя даже бережное обращение не дает гарантии долгих лет службы. В характеристиках КП указывается, что примерный ресурс CVT составляет порядка 170-200 тыс. км. Однако практика показывает, что коробка может выйти из строя уже после 60-70 тысяч км. Производители отмечают, что вариаторы предназначены для плавной езды и не рассчитаны на экстремальные режимы эксплуатации.
Каких ошибок следует избегать при использовании вариатора?
Высокая скорость и резкий разгон
При агрессивном стиле вождения бесступенчатая КП непременно выйдет из строя прежде срока. Дело в том, что у вариатора скорость износа напрямую зависит от нагрузок. Резкие старты автомобилям с CVT противопоказаны — из-за этого появляются задиры на шкивах, отвечающие рывками при движении. От высоких скоростей на длительных расстояниях тоже стоит воздерживаться, ибо подобный стиль вождения вызовет перегрев и разобьет подшипники валов.
Езда по бездорожью
Выбор кроссовера с бесступенчатой КП, каких немало представлено на рынке, – неправильный выбор. Вариатор ограничит сферу применения транспортного средства данного типа. На бездорожье нагрузки на коробку выше, чем в черте города. Пробуксовки, прохождение грязевых участков, штурм холмов и т. п. провоцируют нагрев ремня и шкивов, ремень (или цепь) может проскакивать при зацепе колес после проскальзывания с жесткой поверхностью, при этом задирая поверхность шкивов. Такая эксплуатация угробит агрегат очень быстро.
Буксировка прицепов
В рекомендациях к некоторым маркам автомобилей производители не рекомендуют перемещать с их помощью грузы, тактично указывая что транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров и багажа. При буксировке прицепа важные системы и агрегаты (трансмиссия, двигатель, , тормозная система, рулевое управление) подвергаются дополнительным нагрузкам, на которые вариатор не рассчитан. При буксировке прицепа необходимо соблюдать скоростной режим и предельную аккуратность. Что касается буксировки другого транспортного средства, то для автомобиля с бесступенчатой КП эта нагрузка непомерна.
Буксировка автомобиля
Заглохший автомобиль с вариатором возможно транспортировать либо на эвакуаторе, либо методом частичной загрузки. Если же буксировать ТС с вариатором, то ведомый вал будет вращаться от движения колес, цепь/ремень проточит неподвижный вал от двигателя. В мануале многих автомобилей с CVT указано, что буксировать их запрещено с опорой на 4 колеса. Иногда, в исключительных случаях, допускается буксировка с опорой на дорогу передних колес при селекторе в положении N, только вперед, при скорости не более 25 км/ч и не далее 80 км. Полноприводный автомобиль транспортируется только на платформе эвакуатора.
Эксплуатация при морозе
Бесступенчатую коробку с особой осторожностью следует эксплуатировать при низких температурах. Для вариатора используется специальное масло, густеющее при температуре -15...-20 °C. Перед поездкой КП требует хорошего прогрева.
Как это сделать правильно? Заведите машину и погрейте как минимум 2-3 минуты (желательно дольше). Первые 2-3 км следует ехать без резкого набора скорости, пробуксовки, не более 40 км/ч. После пройденных 3-4 км смазка равномерно прогреется, коробка будет работать нормально. После этого можно двигаться интенсивнее.
Для вариатора прогрев – важная необходимость.
Невнимательность в обслуживании
Вариаторы очень чувствительны к чистоте и качеству масла, которое должно и обеспечивать смазку поверхностей при трении, и препятствовать проскальзыванию. Производители рекомендуют менять масло в коробке каждые 60 тыс. км. Но практике желательно делать это в 2 раза чаще. Это продлит срок службы вариатора.