Найти тему
Право для людей

ОХ УЖ ЭТА РАДОСТЬ - УСПЕТЬ ВСЁ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ

- Да уж, ну и жесть же нас ожидает, когда в силу вступят новые правила! Сильно они нам жизнь усложнят!

- Да, но мы-то умные, успеем проскочить: подадим все в последний момент, пока новые правила не вступили в силу!

- Успеем проскочить?

- Так точно, проскочить успеем!

Успеем проскочить… как много в этом словосочетании для сердца нашего слилось, как много в нем отозвалось!

Но верна ли наша надежда?

Рассмотрим на следующем примере:

29 декабря 2016 года Организация обратилась в Уполномоченный государственный орган с заявлением о предоставлении права пользования участком недр в целях геологического изучения.

В момент подачи указанного заявления Организация руководствовалась положениями Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 марта 2005 года №61 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)» (далее – «Порядок №61»).

10 января 2017 года в силу вступил Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 10 ноября 2016 года №583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)» (далее - Порядок №583). Соответственно, Порядок №61 утратил силу 09 января 2017 года.

2 марта 2017 года Уполномоченный государственный орган во исполнение Порядка №583 направил в подведомственное учреждение запрос о наличии (отсутствии) ограничений по запрашиваемому Организацией участку, предусмотренных абзацем 2 пункта 1.11 и абзаца 3 пункта 1.10 Порядка №583. При этом Порядок №61, действовавший в дату подачи Организацией заявки, направление Уполномоченным государственным органом такого запроса не предусматривал.

14 марта 2017 года учреждение направило в адрес Уполномоченного государственного органа ответ на запрос, согласно которому подтвердило наличие указанных ограничений по запрашиваемому Организацией участку.

22 июня 2017 года заявка Организации была рассмотрена на заседании комиссии Уполномоченного государственного органа, и 4 августа 2017 года Уполномоченный государственный орган, руководствуясь положениями Порядка №583, принял решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр в целях геологического изучения.

4 августа 2017 года, не согласившись с указанным решением, Организация в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения Уполномоченного государственного органа незаконным.

Проблема очевидна:

Обращаясь в Уполномоченный государственный орган с заявкой, Организация предполагала, что она будет рассмотрена по правилам, действующим в момент подачи заявки в Уполномоченный государственный орган, то есть в соответствии с Порядком №61.

Уполномоченный государственный орган, напротив, исходил из того, что при рассмотрении поданной Организацией заявки он обязан руководствоваться актуальными нормативными правовыми актами (то есть Порядком №583), а не теми нормативными правовыми актами, которые действовали в дату подачи Обществом соответствующей заявки (то есть Порядком №61).

Как же рассудил арбитражный суд (дело №А33-29636/2017):

Арбитражный суд признал, что рассмотрение заявки Организации Уполномоченным государственным органом должно быть квалифицировано, как оказание государственной услуги.

Результатом оказания такой государственной услуги должно стать принятие Уполномоченным государственным органом ненормативного правового акта. Следовательно, до даты принятия соответствующего ненормативного правового акта государственная услуга не считается оказанной.

При этом государственная услуга осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственную услугу (подпункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В таких условиях комиссия и Уполномоченный государственный орган должны были руководствоваться актуальными нормативными правовыми актами, так как на дату вступления в силу Порядка №583 предоставление государственной услуги правомерно еще не было завершено.

Следует отметить, что арбитражный суд не усмотрел нарушения статьи 57 Конституции Российской Федерации, так как, по мнению арбитражного суда, Порядок №583, по сравнению с Порядком №61, не ухудшает положение Организации по вопросу пакета документов и сведений, подлежащих предоставлению Организацией вместе с заявкой.

Арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций с выводами арбитражного суда согласились.

Что унесем с собой:

1. Подача заявления на предоставление (оказание) государственной услуги до даты вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих новые правила ее оказания, вовсе не гарантирует, что поданное заявление будет рассмотрено по правилам, действовавшим в момент подачи такого заявления.

2. Рассмотрение уполномоченным государственным органом заявления на предоставление (оказание) государственной услуги по правилам, вступившим в силу после даты подачи такого заявления, может с высокой степень вероятности быть признано законным.

3. Спор о законности применения при предоставлении (оказании) государственной услуги нормативных правовых актов, вступивших в силу после даты подачи заявления на предоставление (оказание) такой услуги, будет проходить в плоскости доказывания того, что вступившие в силу нормативные правовые акты ухудшают положение заявителя (возлагают на него дополнительные обязанности или предъявляют к нему дополнительные требования).

4. При оценке перспектив рассмотрения соответствующего спора необходимо проанализировать, не содержит ли нормативный правовой акт, устанавливающий новый порядок предоставления (оказания) государственной услуги, оговорку о том, что все заявления, поданные до даты вступления такого нормативного правового акта в силу, подлежат рассмотрению по старым правилам.

Олег Славянов-Далин

oslavyanov.ru

Понравилась статья? Поставь лайк. Хочешь быть в курсе? Подпишись на канал. Есть вопросы? Пиши в комментариях.