Найти тему
ИА Хакасия

ОНФ в Хакасии: тщетные потуги найти коррупцию и банальное сведение счетов

Едва обретя «корочки» руководителя Общественного народного фронта, бывший замминистра экономики Евгений Мамаев рьяно принялся за дело и даже нашел «коррупцию»: упрекнул нового руководителя постоянного представительства Хакасии в Москве в расточительстве казенных средств при заключении госконтрактов.

Руководителя ОНФ понять можно: он пытается проявить себя на новом посту и зарекомендовать бескомпромиссным борцом с нарушением закона. К тому же не надо списывать со счетов тот факт, что верховодит федеральным ОНФ сейчас несостоявшийся глава Хакасии Михаила Развожаев, имеющий весьма предвзятое отношение к красным комиссарам, вставшим у руля республики — не дали сесть в кресло. Пришлось довольствоваться фронтом, о работе которого в последнее время как-то неслышно.

Поставленный им Мамаев закинул пробный шар — представил свое «расследование» о закупке бензина. Тема беспроигрышная: хочешь прослыть принципиальным борцом с коррупцией — мочи сферу госзакупок.

Кстати, ранее, когда при заключении госконтрактов в республике творились действительно коррупционные дела, мало кто отваживался сковырнуть нарыв. Все-таки руководила комитетом, который на тот момент был министерством, племянница Виктора Зимина Елена Ольховская. Кто же решится тронуть кровиночку главы региона?

«Для лучшего понимания, как ведется анализ, рассмотрим одну из закупок нашего правительства, о которой уже говорилось в прессе. Речь идет о закупке топлива для московского представительства от 29 марта 2019г (ссылки в конце). Согласно технического задания к закупке, предметом закупки является 2800 литров дизтоплива (евро 4) и 16800 литров бензина АИ-95. Срок поставки: с даты заключения контракта по 31.12.2019 г. Начальная (максимальная) цена контракта: 1 362 732,00 руб.
Прежде всего нужно понять, имеет ли закупка коррупционные риски и стоит ли ей вообще заниматься. Для этого посмотрим, сколько будет стоить указанный объем топлива на АЗС по розничным ценам – зайдем на один из сайтов, агрегирующих стоимость топлива. На сегодняшнюю дату цена топлива в Москве 47.4 руб на бензин АИ-95+ и 46.4 руб на дизтопливо. Умножаем эти цены на объемы топлива из закупки и получаем сумму 926 240 руб.
Как видим, цена топлива в заявке на 436 тысяч (47%) выше, чем при покупке в розницу на АЗС. А ведь речь идет об оптовых объемах и можно рассчитывать на оптовые цены. Очевидно, что закупка представляет интерес для анализа. В аукционной документации прописаны начальные цены топлива для бензина АИ-95 - 68.67 руб, а для дизтоплива – 74.67 руб.
Обращу отдельное внимание, что размещение закупки осуществлял Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия. И мы можем сделать определенные выводы о работе этого комитета, оценить, насколько тщательно он охраняет интересы республиканского бюджета. Перед размещение контракта нужно было обосновать цену - был проведен анализ цен, собраны коммерческие предложения. Для бензина указано, что рыночная цена в разных предложениях составляет 60, 76 и 70.5 руб, а для дизтоплива - 65, 80 и 79.9 руб. И обоснование цены готово! Красок в ситуацию добавляет то, что закупка прошла все стадии рассмотрения и уже заключен контракт с поставщиком», - написал Мамаев на своей страничке в соцсети.

Пресс-релиза от ОНФ на данную тему, заметим, не было. То ли слабовато «расследование», то ли со всеми перетрясками в хакасском отделении фронта по-прежнему нет пресс-службы.

Прокомментировать «расследование» редакция 19rus.info попросила представителей госкомитета по закупкам — как-никак перчатка была брошена именно им, хотя при детальном рассмотрении выяснилось, что пост Мамаева несколько не по адресу.

«Я у него не увидела достоверного источника - на что он сослался. По крайней мере пока уполномоченным органом по контролю — УФАСом — такой информации нам дано не было, что закупка под определенных поставщиков или есть картельный сговор. Они сейчас проверяют, потому что мы в рамках ФЗ-135 закона «О защите конкуренции» направили им информацию. Но эта проверка идет в течение месяца, а закупка была размещена как раз месяц назад.
Где он (Мамаев — прим.ред.) там мог усмотреть картельный сговор и тем более получить какие-то данные по этому вопросу, мне непонятно. Его источники ценовой информации вообще подвергаются сомнению, потому что это сайт какой-то организации. Насколько она актуальна, мне непонятна. Это не официальные данные, не Росстат, не коммерческие предложения - официальные письма о конкретной цене товара. Это какие-то надуманные, неподтвержденные ничем доводы», - говорит Нанунули Мишакова, заместитель руководителя госкомитета по закупкам РХ.

Ну то есть возможные нарушения, если таковые будут, комитет отметил и без «фронтовика» Мамаева. А уж если в действиях поставщиков что-то усмотрят антимонопольщики, это будет сугубо их заслуга, но никак не ставленника Развожаева.

«На сегодняшний день те цены, которые были заключены по контрактам, соответствуют розничным ценам, установленным на АЗС поставщика для всех потенциальных потребителей.
По поводу формирования цены. Автор этой статьи некомпетентен, потому что он взял и поделил цену контракта на общим объем, что в принципе не соответствует Постановлению правительства №19 и формуле, которая есть в контракте, цена рассчитывается совсем по-другому. Эта простая формула в данном случае вообще не применима. Это во-первых.
Во-вторых, обоснование цены контракта и конечная сумма контракта — это совершенно разные источники, они между собой не могут соответствовать друг другу. Если кто-то дал коммерческое предложение в 60 рублей, к примеру, это не означает, что в цене контракта будет за 60 рублей, потому что разные формулы расчета. Автор не до конца понимает предмет обоснования суммы контракта», - говорит Мишакова.

Кстати, у Госкомитета нет даже полномочий контроля в области обоснования закупок. Это полномочия Минфина, так что Мамаеву, перед тем как кого-то обвинять, нужно изучить ФЗ «О закупках». Отметим также, что на данную закупку ни от других участников, ни от общественных организаций, ни от заказчиков жалоб в финансовый органа не поступало.

Говоря об ОНФ, нельзя не напомнить такой факт. Раньше Хакасское региональное отделение фронта было известно своей принципиальностью. Кто бы ни стоял у руля, всегда старался дистанцироваться от какой-либо политической силы и сохранять нейтралитет. Сейчас же ОНФ в регионе превращается в ангажированную оппозицию действующему главе региона, где аккумулируются все обиженные, оставшиеся не у дел, в том числе и представители партии «Единая Россия». А учитывая, что руководит фронтом несостоявшийся министр экономики (Евгений Мамаев подавал резюме в правительство Валентина Коновалова, но по его же признанию, даже на собеседование приглашен не был, видимо, не судьба), можно предположить, что в скором времени ОНФ вовсю начнет кричать о коррупционном правительстве красного губернатора и пропихивать подобные «расследования» во все СМИ. Хуже того: искажаемые данные будут ложиться на стол президенту — Владимир Путин на доклады ОНФ всегда обращает особое внимание.

Только вот Евгению Мамаеву стоит знать. В ФСО тоже не дураки сидят. И в отличие от попавших вовремя в поток бывших замминистров, там видят объективную картину. А президенту остается лишь сравнить, кто сгустил краски, а кто все-таки говорит правду.

Ниже приводим полный ответ Государственного комитета по закупкам республики со всеми пояснениями и формулами. Своего рода ликбез для диванных экономистов.

"Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее – Госкомзакуп Хакасии) сообщает.

29 марта 2019 года Госкомзакупом Хакасии размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов для нужд Постоянного представительства Республики Хакасия (извещение №0380200000119001495) на сумму 1 362 732,00 руб.

Согласно протоколу №1 от 09.04.2019 на участие в закупке было подано 2 заявки, выраженных в форме согласия на поставку товара, что допускает инструкция заказчика.

Согласно протоколу № 2 от 16.04.2019 победителем по итогам прошедшего аукциона признан ООО «ЭЛ-контракт» г. Москва, предложившего цену контракта – 1 158 322,20 руб. Текущее снижение НМЦК закупки составило 15%.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о его проведении.

Согласно с ч. 16 ст. 68 Закона о контрактной системе в случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

Как усматривается из протокола проведения аукциона разница между поступившими заявками составляет 2 секунды.

Победителем соответственно был признан участник подавший заявку раньше.

В соответствии с Положением о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 № 630 Госкомзакуп Хакасии является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных и муниципальных заказчиков, а также для бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющих закупки в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе не допускается возлагать на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.

Вместе с тем Госкомзакупом Хакасии в рамках своих полномочий по мониторингу осуществления закупок и в целях реализации положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направил в УФАС по РХ информация по данной закупке для выявления возможных признаков картельного сговора между участниками закупки.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2.1.7. Порядка взаимодействия Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с заказчиками, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 № 630 Заказчик утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке как часть документации, утвержденную непосредственно заказчиком.

Таким образом, у Госкомзакупа Хакасии отсутствуют полномочия по проверке обоснования начальной (максимальной) цены.

В соответствии с пунктом 1.2. Порядка осуществления Министерством финансов Республики Хакасия контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2014 № 698 Министерство финансов Республики Хакасия осуществляет контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 8 статьи 99Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Так, п.1 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок.

Следовательно, полномочиями по контролю за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта наделено Министерство финансов Республики Хакасия.

Вместе с тем также следует иметь ввиду, что ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе определяет несколько законных оснований для проведения внеплановой проверки контрольным органом в сфере закупок, в том числе одним из таких оснований является получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

Однако по данной закупке жалоб ни на положения документации, ни на действия комиссии в период ее проведения не поступало. Закупка проведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Относительно цены контракта Госкомзакуп Хакасии поясняет. Контракт заключен 29.04.2019

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин также входит в перечень указанных случаев.

По мнению Правительства РФ, такой подход обеспечит прозрачный расчет цены одного литра (килограмма) топлива, поскольку формульное ценообразование позволит учитывать сезонные колебания цены одного литра (килограмма) топлива, что, в свою очередь, позволит достичь положительного экономического эффекта, в особенности при заключении долгосрочных контрактов.

Согласно контракту заказчикам применена формула цены:

n=х

ЦК=∑Цi∙Vi

i=1где

ЦК – цена Контракта, определённая с использование настоящей формулы, которая не может превышать максимальное значение цены контракта (ЦК ⩽ЦКmax);

Цi – отпускная цена Поставщика за единицу поставляемого Товара
в месяце (периоде) поставки, указываемая Поставщиком в товарной накладной (УПД);

Vi – объём поставляемого Товара в месяце (периоде) поставки;

i– начальное значение (индекс суммирования), который равен значению суммируемых величин (Цi ∙ Vi) за 1 месяц поставки Товара;

n– конечное значение (диапазон суммирования), которое равно значению суммируемых величин за период поставки, используемому при расчёте.

Таким образом, цена за единицу товара (литр) не определяется в твердой сумме, а зависит от розничной отпускной цены поставщика в определенном периоде поставки.

Кроме того, цены, представленные в коммерческих предложениях являются исходными данными только для определения НМЦК закупки по соответствующей формуле (указана в форме обоснования), а не конечной цены контракта или единицы закупки, которая рассчитывается по иной формуле.

Таким образом, нет оснований полагать, что отпускная цена за литр топлива будет равна цене указанной за единицу в обосновании закупки, поскольку данные коммерческие предложения обезличены и могли быть поданы любым потенциальным поставщиком товара, участие в закупке которого не имеет значения.

При этом для определения цены единицы товара расчет по правилам общая цена/ общий объем не применима и противоречит условиям контракта.

В настоящее время по заключенному контракту цена за литр бензина АИ-95 составила 58,37 руб., Дизельное топливо – 63,47 руб., что соответствует розничной отпускной цене, установленной на АЗС победителя аукциона для неопределенного круга потребителей".