Найти в Дзене

После царского нагоняя

В одном из дворов Академии русского балета стоит здание, окруженное одноэтажными постройками. Второй его этаж украшен в стиле, напоминающем о флорентийских постройках эпохи Возрождения, — и этим дом выделяется среди соседних, гладко оштукатуренных. Что было в этом здании? В 1832 году за Александринским театром выросли два огромных каменных корпуса во всю длину улицы К.И. Росс. Нижние этажи корпусов напоминали привычные открытые галереи Гостиного двора и сразу же были заняты торговцами всех мастей. В 1833 году в восточном корпусе, по стечению обстоятельств, на второй этаж снял квартиру вновь назначенный директор Императорских театров А.М. Гедеонов. И вот прогуливаясь по обширным и светлым залам вновь построенного казенного учреждения А.М. Гедеонов решил подать ходатайство царю. 20 мая 1836 года он обратился с просьбой о «соизволении на уступку Дирекции... упомянутого здания... чем обеспечив совершение благосостояния школы, которая есть рассадник и главное основание театра...» Уже 30-го
Балерины у станка.
Балерины у станка.

В одном из дворов Академии русского балета стоит здание, окруженное одноэтажными постройками. Второй его этаж украшен в стиле, напоминающем о флорентийских постройках эпохи Возрождения, — и этим дом выделяется среди соседних, гладко оштукатуренных. Что было в этом здании?

В 1832 году за Александринским театром выросли два огромных каменных корпуса во всю длину улицы К.И. Росс. Нижние этажи корпусов напоминали привычные открытые галереи Гостиного двора и сразу же были заняты торговцами всех мастей.

В 1833 году в восточном корпусе, по стечению обстоятельств, на второй этаж снял квартиру вновь назначенный директор Императорских театров А.М. Гедеонов. И вот прогуливаясь по обширным и светлым залам вновь построенного казенного учреждения А.М. Гедеонов решил подать ходатайство царю. 20 мая 1836 года он обратился с просьбой о «соизволении на уступку Дирекции... упомянутого здания... чем обеспечив совершение благосостояния школы, которая есть рассадник и главное основание театра...» Уже 30-го числа того же месяца и того же года «высочайшее соизволение» было получено.

Перестройка здания и переезд проходили в сжатые сроки, уже к концу 1836 года новые хозяева заселили корпус. Однако, недаром, существует поговорка «Поспешишь, людей насмешишь», правда, в нашем случае получили нагоняй от самого царя.

А произошло это так: император Николай I свои прогулки или инспекционные поездки предпочитал совершать в одиночестве, без свиты. Таким образом, в начале 1853 года он приехал в Театральное училище. Император появился перед воспитанницами, в столовой, в обеденное время, в обществе растерянного швейцара, не успевшего известить о визите начальство. Государь поздоровался с воспитанницами, подсел к ним, поинтересовался, почему на столе так много тарелок с недоеденными блюдами. Потом понюхал второе блюдо, оно показалось ему плохо пахнущим. После этого пошел в спальни, где оценил чистоту постельного белья. После он осмотрел больничный кабинет, душевые и туалеты... Вот тут как в лучшей сказке появился виновник — начальник училища. Царь ему выказал свое недовольство словами: «У меня собаки лучше содержаться, чем мои детушки!»

Последствие «страшного» приезда императора в училище были не только административные взыскания, наложенные на виновных. Было решено построить еще одно здание во дворах театрального учили — того самого, о котором мы говорили в самом начале. В этом здании находилась баня, прачечная и большая сушилка. В окруживших здание кладовых с ледниками хранилась еда.

Здание проектировалось в 1854, а было построено в 1855 году. Это был прощальный подарок императора перед смертью, тем, кто только начинает своё служение русскому театру.