Если делима Канада, то делим и Квебек. Жан Кретьен.
Если делим Советский союз, то ….. что?
Сепаратизм – это зло!
Значительный импульс политическое движение франкоканадцев получило в результате заявления Президента Франции Шарля де Голля 24 июля 1967 года. «Да здравствует Монреаль, пусть живет Квебек, пусть живет свободный Квебек, пусть живет Французская Канада, пусть живет Франция»
30 октября 1995 года 50,5 % населения провинции отдали свои голоса за сохранение Квебека в составе Канады. При этом, 60 % франко-канадцев проголосовали за суверенитет Квебека, а больше чем 90 % англоязычных граждан провинции поддержали идею относительно существующего статуса Квебека.
83,8% экспорта провинции направляется в США. Половина высокотехнологического экспорта Канады производится в Квебеке.
Сторонники Квебекской партии называют себя не «сепаратистами», а «суверенистами».
Истоки требования суверенизации французской части Канады лежат в этнических корнях, об
После поражения в Семилетней войне Франция лишилась своих североамериканских владений, но франко-канадцы сохранили свою культуру и язык. Старинный северофранцузский диалект обогатился множеством новых слов и выражений, возникших уже в Канаде под влиянием английского и даже индейских языков.
Долгое время Квебек был одной из самых бедных провинций Канады. Все богатство принадлежало англо-канадцам и американцам. Для франко-канадского юноши было только три дороги к успеху: стать священником, адвокатом или врачом. В квебекском обществе развивалось своеобразное чувство - смесь комплекса неполноценности и комплекса превосходства (из-за своей католической духовности).
Перемены начались в 1960 году, когда на выборах к власти в Квебеке пришли молодые либералы. Новое правительство начало реформы, получившие название «тихая революция» - и за 20 лет успешно их осуществило. Вначале была перестроена система образования, потом - промышленность.
Квебек не побоялся сделать крупные займы у США и направил полученные инвестиции на развитие и освоение ресурсов таежного Севера, а также на помощь своему мелкому и среднему бизнесу. На севере были построены крупнейшие в мире ГЭС: самая дешевая в мире электроэнергия позволила быстро развить свою собственную промышленность. Частично энергию экспортировали в США, чтобы расплатиться со всеми долгами. Постепенно Квебек превратился в богатую и процветающую провинцию Канады. И, что очень важно, значительная часть этого богатства была направлена на защиту и поддержку собственной национальной культуры и французского языка, который в 1974 году был провозглашен единственным официальным языком провинции Квебек.
Новое поколение квебекцев, возникшее в результате «тихой революции», успешно занимается бизнесом, наукой и все в большей степени техникой - на родном, французском языке.
Проблема Квебека - прежде всего, языковая проблема. По переписи 1996 г., родным французский язык является для 81,5% жителей провинции, языком домашнего общения - для 82,8%, языком, которым свободно владеют 93,4% жителей (тогда как английским - только 40,9%).
Традиционное (с политическим подтекстом - вплоть до отделения) понимание квебекской идентичности выражал еще в 1995 г. тогдашний премьер-министр Квебека Ж. Паризо, который подчеркивал, что дилемма квебекской идентичности значит «создать страну» или же «остаться провинцией», «быть народом или не быть им».
Квебекский национальный вопрос остается важнейшим в системе приоритетов канадского общества, влияя на политику, экономику и федеративные отношения внутри страны. Он связан с особенностями исторического становления и развития Канады.
Политика сепаратистов - это сочетание направлений «языкового национализма» (полное доминирование французского языка на территории Квебека), «экономического национализма» (достижение высокого статуса франкоканадцев, контроль за ресурсами провинции и обеспечение существования крепкой экономики - гаранта стабильного развития квебекского общества) и прессинга на Оттаву с целью достижения «особого статуса» или суверенитета путем компромиссов или через референдум о суверенитете.
Канадской политической элите предстоит найти оптимальное решение квебекского вопроса, адекватное современному положению Квебека и франкоканадской нации. Актуальным остается вопрос реформирования федерации, поиск конвергенции между франко- и англоканадским обществами с целью сохранения единства канадского демократического государства. Вместе с тем, надо отметить и то, что Канада является первой страной, принявшей в качестве государственной, официальной политику многокультурности. Политика многокультурности предупреждает серьезные внутриполитические конфликты, которые могли бы нарушить если не единство страны, то мирное сосуществование различных этнокультурных сообществ. Вынесение проблемы этнокультурной самобытности в приоритеты национальной политики, создание соответствующей национальной концепции - это один из важнейших аспектов канадской политической культуры, отличающей ее от многих других стран. Феномен квебекского национализма
Короче говоря, сепаратизм вытекает из национального и экономического вопросов. Причём, что самое интересное! Как успехи так и неудачи в экономике, как развитие так и угнетение национальностей может приводить к сепаратизму!
Ну, в экономически успешных регионах думают - А зачем нам кормить другие регионы? Давайте отделимся и нам будет оставаться больше! А в экономически проблемных регионах считают - Так это другие регионы наше сало съели, ну они нас просто обворовуют! Поэтому давайте отделяться и заживём как в Швейцарии!
Развитие национальных культур приводит к формированию национальной интеллигенции, которая начинает проводить курс на самостийность. Ну, типа мы такие уникальные и особенные, что давайте отделяться - это будет очень хорошо для развития нашей национальной культуры! А если национальности всячески угнетать, то начинается ропот, что вот, дескать нас притесняют и жить свободно не дают эти прокляты оккупанты, поэтому давайте отделяться!
Всё это мы испытываем на своей шкуре в результате развала СССР и текущих проблем постсоветских республик. Так например, в советские времена развили украинскую интеллигенцию, которая начала говорить, что Украина - такая богатая страна и если отделимся, то будемо жити як у Франції або як у Швейцарії... Ну, украинцы плохо живут, потому что москали их угнетают и всё наше сало съели. А в Москве говорили - А зачем нам кормить все эти республики? - Давайте всё сбросим - и тогда заживём!
Таким образом, мало того, что к сепаратизму приводят как успехи так и неудачи. Но в случае победы сепаратистских настроений с заявленными целями о существенно лучшей жизни, зачастую достигаются прямопротивоположные цели, т.е. жизнь ухудшается. Вот возьмём сегодняшнюю Украину - все значимые экономические, образовательные и другие социальные показатели существенно ниже 1990-го года... Хотя ведь боролись за обратное, за жизнь как в Швейцарии! А что получили? Как говориться, за что боролись - на то и напоролись. Поэтому сепаратизм - это зло, так как в большинстве случаев приводит к негативным результатам. Кроме того, он начинает распространятся и дальше вниз, например, советские республики посчитали, что лучше будет жить отдельно, т.е. встали на сепаратистские рельсы, а дальше удивляются а почему уже у нас в регионах также сепары? Почему, мы ведь такие хорошие, а?
Так что же делать? Для ответа на этот вопрос необходимо проводить глубокие научные исследования. Потому что, сепаратизм - это классический пример проблемы, т.е. противоречия. А для проведения таких исследований необходимо выделение средств, а эти средства то ли не выделяются вовсе или отдаются не тем людям.... В случае разрешения проблемы сепаратизма, вложенные средства окупятся сторицей, так как сепаратизм приводит не только к трагедиям, но и к многомиллиардным убыткам и отбрасыванию общества на десятилетия назад. Конечно, можно решить указанную проблему и без средств, так сказать, в свободное от работы время, но это задача для энтузиастов и социально-ответственных учёных. Может кто-то и найдётся... Ау!