Найти в Дзене
Fraid

Почему вторжение в Залив Свиней пошло не так?

Оглавление
Серия неудачных решений и ошибок привела к одному из худших провалов внешней политики в Американской истории.
Graf / Getty Images
Graf / Getty Images

Перед рассветом 15 апреля 1961 года эскадрилья из восьми бомбардировщиков В-26, пилотируемых кубинскими эмигрантами, с ревом пронеслась по Никарагуанскому аэродрому с секретной миссией. Центральное разведывательное управление США (ЦРУ) и президент Джон Ф. Кеннеди надеялись, что вторжение в Залив Свиней приведет к свержению кубинского лидера Фиделя Кастро. Но операция, развернувшаяся в течение следующих пяти дней, стала одним из величайших военных фиаско в Американской истории.

Эйзенхауэр впервые санкционировал тайную операцию ЦРУ в 1959 году по свержению Кастро, который национализировал американскую промышленность и укрепил связи с Советским Союзом после того, как возглавил революцию, свергнувшую проамериканского военного диктатора Фульхенсио Батисту.

План, и почему он называется вторжение в Залив Свиней

План предусматривал нанесение первоначального воздушного удара с целью уничтожения небольших военно-воздушных сил Кастро, за которым последовала высадка 1400 кубинских экспатриантов в Заливе Свиней, входящем в залив Касонес на южном побережье Кубы. Бывшие паты прошли подготовку в ЦРУ Гватемалы и Флориды. Как только повстанцы создадут плацдарм, Временное правительство изгнанных кубинцев прилетит туда из Майами, объявит себя законными лидерами страны и предложит Соединенным Штатам направить войска для оказания помощи в операции по свержению Кастро.

Когда план под кодовым названием "Операция Сапата" был представлен Джону Кеннеди через несколько недель после того, как он принес присягу, только что инаугурационный президент в конечном счете одобрил его. Джим Расенбергер, автор книги "блестящая катастрофа: Кеннеди, Кастро и обреченное вторжение Америки в кубинский Залив Свиней", не верит, что военные планировщики заставили нового президента принять решение вопреки его здравому смыслу. "Я думаю, Кеннеди очень хорошо знал, во что ввязывается, но он был в трудном положении”, - говорит он.

Во время президентской кампании 1960 года Кеннеди неоднократно призывал к американской интервенции на Кубу. "Невероятно, но Кеннеди был избран, обойдя Ричарда Никсона как антикоммунистический ястреб. Он избил администрацию Эйзенхауэра за то, что она позволила Кастро прийти к власти и ничего с этим не сделала. Таким образом, он стал президентом в значительной степени из-за своей антикоммунистической риторики, и он не хотел выглядеть лицемером или мягким по отношению к коммунизму.”

Солдаты Кастро на Плайя-де-Хирон на Кубе, после срыва злополучного вторжения амфибий залива Свиней. Graf / Getty Images
Солдаты Кастро на Плайя-де-Хирон на Кубе, после срыва злополучного вторжения амфибий залива Свиней. Graf / Getty Images

Ранние утечки о миссии навели Кастро на след

Однако еще до начала операции Кастро узнал по своим разведывательным каналам подробности поддерживаемого Америкой плана. Как и любой, кто подписался на "Нью-Йорк Таймс“, потому что 7 апреля 1961 года газета опубликовала статью на первой странице, в которой сообщалось, что” американские эксперты" обучают силы вторжения кубинских эмигрантов в Гватемале и Флориде.

- Не могу поверить в то, что читаю! Кастро не нужны здесь агенты. Все, что ему нужно, это читать наши газеты!- Рявкнул Кеннеди. Хотя вторжению не хватало элемента неожиданности, ни ЦРУ, ни Белый дом не отменили его.

Всего через несколько часов после первого удара по трем кубинским аэродромам бомбардировщиками B-26 при поддержке ЦРУ 15 апреля операция начала сталкиваться с проблемами. Первоначальный налет не смог уничтожить все военно-воздушные силы Кастро, шесть кубинских самолетов остались невредимыми. ” Если бы у операции был хоть какой-то шанс на успех, - говорит Расенбергер, - планировщики ЦРУ знали, что самое главное-избавиться от воздушного флота Кастро. Они не смогут захватить плацдарм, если корабли будут потоплены.”

Не сумев уничтожить кубинские военно-воздушные силы, операция столкнулась с дополнительными трудностями, когда запланированная уловка дала обратный эффект. Один из бомбардировщиков, взлетевших из Никарагуа, приземлился в Международном аэропорту Майами, пилот которого утверждал, что он перебежчик кубинских ВВС. Оперативники ЦРУ, однако, разрисовали истребитель так, чтобы он походил на самолет Кастро, и изрешетили его крышку пулями, чтобы казалось, что он выжил в бою.

Однако американская рука в операции была быстро обнаружена журналистами, которые отметили свежую краску самолета и размещение стволов пулеметов в носу бомбардировщика, а не на крыльях, как на кубинских военных самолетах.

” Сразу же весь мир узнал, что они пилоты, поддерживаемые ЦРУ",-говорит Расенбергер. Кеннеди понял, что всякая иллюзия правдоподобного отрицания исчезла. Он больше не мог притворяться, что за этим не стоят американцы.”

Президент ответил 16 апреля отменой второго раунда бомбардировок, запланированных на следующий день, что оставило кубинскую ПВО нетронутой, когда силы вторжения прибыли в Залив Свиней на следующее утро. ” В тот момент, когда Кеннеди отменил второй раунд бомбардировок воздушного флота Кастро, операция была в основном обречена, и все это знали", - говорит Расенбергер.

Американский самолет, который был сбит на Плайя-Хирон зенитными батареями во время вторжения в Залив Свиней. Keystone-Франция / Гамма-Кистон / Getty Images
Американский самолет, который был сбит на Плайя-Хирон зенитными батареями во время вторжения в Залив Свиней. Keystone-Франция / Гамма-Кистон / Getty Images

Неудачные посадки и плохое время

Все продолжало идти не так, как надо, пока американские боевые силы пытались высадиться под покровом темноты. Изучая разведывательные фотографии, аналитики ЦРУ не смогли обнаружить коралловые рифы на мелководье залива Свиней, которые препятствовали продвижению десантных кораблей и вывели из строя пару лодок.

Кроме того, один из красных сигнальных огней, которые нес водолаз, случайно мигнул в море. Когда двое кубинских милиционеров в джипе заметили свет и направили на них фары, водолазы открыли огонь из винтовок и пулеметов, разрушив элемент неожиданности.

Дальнейшие трудности возникли, когда самолет Кастро потопил два корабля с продовольствием, медикаментами и боеприпасами. Еще одна неудача разведывательной группы ЦРУ в обнаружении радиостанции на пляже позволила ей оставаться в действии во время вторжения и транслировать детали нападения по всей Кубе.

Когда вторжение потерпело крах, Кеннеди отказался посылать морскую пехоту, дислоцированную в Пуэрто-Рико, или крупные военно-морские силы, которые находились наготове за пределами территориальных вод Кубы. Однако он смягчился, разрешив шести немаркированным военно-морским самолетам обеспечить воздушное прикрытие в течение часа утром 19 апреля для эскадрильи бомбардировщиков B-26, вылетающих из Никарагуа, чтобы нанести удар по истребителям Кастро. Это также закончилось катастрофой, поскольку B-26 прибыли на час раньше, чем планировалось, и не нашли эскортного прикрытия, возможно, из-за недопонимания относительно часовой разницы во времени между Никарагуа и Кубой. Эта путаница привела к падению двух B-26 и гибели четырех американцев.

В результате этого нападения, когда более 100 его членов уже были убиты в ходе боевых действий, бригада кубинских эмигрантов сдалась. Как отмечает Расенбергер, Кеннеди немедленно отреагировал на внешнеполитическое фиаско, углубив американское участие в другом конфликте холодной войны, который стал бы дорогостоящим вмешательством

“На следующий день, 20 апреля, Кеннеди приказал Пентагону искать способы, чтобы победить коммунизм в Юго-Восточной Азии”, - говорит Rasenberger. "Реакция Кеннеди на унижение в основном заключается в эскалации конфликта с Советским Союзом. Он чувствовал, что должен победить, и он смотрит на Южный Вьетнам.”