На счету Ларисы Голубкиной чуть больше десятка фильмов. Почему так немного? «Видимо, такая у меня судьба! Я выбрала путь жены», – улыбаясь, говорит актриса.
Я никогда не ощущала себя красивой. У меня было полно страхов и комплексов. Когда после выхода фильма «Гусарская баллада» я услышала, что ладненько сложена и у меня красивые ноги, то от стыда заплакала. Мне же всегда внушали, что комплименты о внешности – неприлично. Да и думать о своей внешности, рассматривать себя в зеркале – тоже неприлично, распутно. Вот с этой установкой я и жила.
А что было со мной, когда вышла «Гусарская баллада»? Мне было 22 года. Я не знала, куда бежать от стыда и поклонников! Да ладно поклонники, но за мной ходили толпы девушек переходного возраста -- караулили у подъезда, объяснялись в любви. Это сейчас я понимаю, что у них был всплеск гормонов, что они не знали, в кого влюбиться, а во мне рассмотрели романтического героя. Я же сыграла не то женскую, не то мужскую роль. Как я с этим боролась? Дома плакала, а на улице старалась таких поклонников не замечать. Но нервы мне попортили основательно.
После выхода «Гусарской баллады» меня стали приглашать на кинофестивали. И вот на одном таком мероприятии меня поселили в номер к Наталье Фатеевой. Наташа была уже большая звезда, и от поклонников у нее не было отбоя. Однажды она вдруг говорит: «Лара, я знаю, с кем тебя познакомить! Хороший артист, веселый человек, мужчина приятной наружности. Андрей Миронов. Думаю, что вы понравитесь друг другу».
Конечно, я знала, что Миронов влюблен в Наталью Фатееву, но согласилась на это знакомство. Было просто интересно вблизи рассмотреть его. После первой встречи я поняла, что приглянулась ему, и он сразу же сделал мне предложение руки и сердца. Конечно, я отказала. Как можно серьезно относиться к таким предложениям в первую встречу?
Я не буду лукавить, что Андрюша меня при первой встрече не заинтересовал. Да, мы иногда встречались, ходили в кафе, гуляли по Москве, но только и всего. Больше скажу, Андрюша познакомил меня со своей мамой. Помню тот первый приход в их дом. Первое, что увидела, – большую икону на стене. Видимо, я до неприличия долго на нее смотрела, и Мария Владимировна сказала: «Не стоит так испуганно смотреть на это чудо. Бояться надо людей, а не икон». Для Андрюши мнение мамы имело огромное значение. Он и привел меня на «смотрины». Думаю, что прошли они отлично. (Смеется) Но замуж я тогда за Миронова не вышла. Мне нравился совсем другой человек.
Он работал вторым режиссером у Сергея Бондарчука, и мы часто с ним сталкивались на «Мосфильме». Это Володя Досталь. Да, была любовь. И мне казалось, что это навсегда, но увы. Сегодня только могу сказать огромное спасибо Володе за это расставание. Потому что тогда бы я не вышла замуж за Андрюшу. Мне не хочется особо говорить о своих поклонниках, друзьях-мужчинах, которые были до Андрюши. Все это было пустое, несерьезное. Возможно, Господь меня испытывал… Испытывал для главной встречи в моей жизни.
Конечно, после выхода таких замечательных фильмов, как «Гусарская баллада», «Дайте жалобную книгу» я стала осознавать, что очень даже ничего внешне. (Смеется) И у меня стали появляться интересные поклонники. Были и такие, которые запомнились на всю жизнь. Помню, поехала я в Ленинград со своими друзьями. И там познакомилась с эстонским художником. Его звали Олив. Он мне очень понравился. Своей прибалтийской сдержанностью, умением говорить и слушать. Возможно, из этого знакомства что-то могло получиться, но… Я совершенно не умела общаться с мужчинами.
Я понимала, что нравлюсь ему, а он видел, что и я с интересом на него поглядываю, но романа не получилось. Так бывает. А я его не забывала никогда. И вот однажды ( я уже была женой Андрюши) на гастролях в Эстонии, не знаю зачем, решила ему позвонить. Времени прошло много, я совершенно не была уверена, что он меня помнит. Но Олив ответил. Он помнил меня и даже пригласил в кафе. И первое он мне сказал: «Лариса, я тебя все эти годы любил». Я опешила! Я замужняя женщина. Я люблю своего мужа. Вот такие истории бывают в жизни. Могу сказать одно: все мои мужчины до Андрюши – испытание и хорошие жизненные уроки.
Меня часто спрашивают: «А каким Андрей Миронов был в жизни?» Он был потрясающим, небесным человеком. Наши 14 лет совместной жизни для меня – счастье. Конечно, всего хватало. Я человек с нелегким характером. Могу даже сказать, что вредная я баба, но мы были одним целым. И наше счастье было выстрадано. Я ведь знала Андрюшу много лет. Знала всех, кто был до меня. Всех гражданских жен. Ну и что?
Он никогда не устраивал истерик, не кричал. Мы оба взрослели в наших отношениях. Андрюша мне много раз делал предложение. Я отказывалась, но он не сдавался. Однажды я решила пошутить над ним и сказала: «Ты понимаешь, я не могу стать твоей женой, потому что уже имею двоих детей!» Он опешил и спросил: «Откуда двое?» – «А это близнецы!» И он ведь поверил в мою сказку! И на полном серьезе заявил: «Я их усыновлю!» Вот в этом весь Андрюша. Если любит, то любит всем сердцем.
Почему я так долго отказывала ему? Я была убеждена, что из актера хорошего мужа не получится. Несмотря на то, что он был женат (первая жена актера Екатерина Градова. – Прим. авт.), мы периодически созванивались и встречались. Встречались не для плотских утех, а обсуждали свои отношения, и, что греха таить, строили планы. С момента нашего знакомства я всегда существовала для Миронова. Женщина это всегда чувствует.
И только в 1976 году, когда Андрюша развелся с Градовой, мы стали близки. А вышло это смешно. Андрюша пригласил меня к себе в гости. Я пришла, позвонила в дверь, он открыл, а я дар речи потеряла… Стоит мой любимый в халате! Я посмотрела на это и говорю: «Извини, но я не могу зайти. Ты оденься, пожалуйста». Через минут 10 он уже был в костюме с бабочкой. Я и зашла. Вот с этого смешного момента началась моя жизнь с Андреем Мироновым.
Никогда не испытывала недостатка от предложений режиссеров. Но когда я вышла замуж за Андрюшу, то для меня важна стала семья. Я женщина довольна строптивая, люблю, когда меня обхаживают. Я всегда считала, что в отношениях с мужчинами я – центр. Но мужчина тоже человек. (Смеется) И любой мужчина хочет, чтобы его любили, прощали слабости, умели слушать. Мужчина хочет гордиться своей женой. А быть женой – тяжкий труд. Это правда. Сложно жить с талантливым, творческим человеком. Нужно уметь уступать. И я научилась этому.
Конечно, Андрюша был человеком тщеславным. Ему очень хотелось, чтобы говорили приятные слова: «Молодец, Андрей, хорошо сыграл!» А ему их нечасто говорили. Таков мир искусства! Можешь представить, что никто из коллег не сказал, как он изумительно сыграл Фигаро, Лопахина. И как больно было Андрюше, когда никто в театре не вспомнил, что он служит в нем уже 25 лет. Просто забыли о творческом юбилее артиста Миронова...
Я не люблю разговоры о ревности. Мужчины – существа влюбчивые. Но тут выбор женщины: любишь – съешь! Впрочем, один раз я забеспокоилась… Андрюша увлекся Леночкой Прокловой, когда они снимались в фильме «Будьте моим мужем». Он всегда любил голубоглазых блондинок с курносым носиком. Но если Миронов увлекся, то Прокловой, как сейчас говорят, это было совершенно фиолетово. Андрей страдал от неразделенной любви к Лене. Он мне сам сказал. Больше того, съемки фильма «Будьте моим мужем» проходили в Сочи, и он в разгар съемок попросил меня приехать к нему. Зачем? Я же жена! И я привела его в чувство. Сложно было? Конечно. И сложно, и больно. Но он мой муж.
Я всегда чувствовала, что Андрюша со мной счастлив. Для него существовали только две женщины – мама и я. Он безумно любил маму. А потом уже была я. Была ли в моей душе обида? Вот как пафосно сказала... Я приучила себя к мысли о том, что Андрюша замечательный сын. Но и я не была обделена вниманием. Он всегда прислушивался к моему мнению и ласково называл меня Ларион. Да, как давно это было... Как прекрасно все было...
Когда не стало Андрюши – наступила пустота. Я ходила каждый день на кладбище, говорила с ним, плакала. А потом перестала плакать. Я стала благодарить Бога за то, что он был в моей жизни, была любовь. Меня достали вопросы: «А почему вы, Лариса Ивановна, еще раз не сходите в загс?» Смешно! Нет такого мужчины, который бы рядом стоял с Андрюшей! Просто нет! Так зачем искать заменитель? Я счастливая женщина! Я любила и меня любили. Мне незачем искать другого счастья. Бог дает человеку один раз настоящую любовь. И я ее получила. У меня есть дочь, внуки. Что еще надо?
Записала Татьяна Тимука
"Андрей Миронов и Татьяна Егорова. История любви" -- ЗДЕСЬ
(с) "Лилит"