О том, как меняется язык и почему государственные пиарщики вынуждены всерьез конкурировать с несовершеннолетними блогерами, в интервью COMMUNICATOR рассказал Максим Ильяхов - лингвист, автор книги "Пиши, сокращай", создатель сервиса «Главред» и самого большого справочника редактуры soviet.glvrd.ru.
С: Максим, на своих тренингах вы учите писать «сильные» тексты, которые цепляют. А что сейчас цепляет читателя и слушателя?
М: Благодаря тому, что очень много людей получили доступ к публикациям, каждый человек сейчас может стать автором и получить читателей. Это значит, что в сфере коммуникаций появилась очень большая конкуренция. Каждый человек может рассказать свою историю, опубликовать свою статью, показать свою жизнь. И у читателя, у зрителя появляется широкий выбор, кого смотреть, на кого обращать внимание.
В этой конкуренции побеждают активные, простые и броские авторы.
Государство тоже, в какой-то мере, один из авторов. Региональная власть и какой-нибудь аппарат губернатора, который публикует новость на своем сайте, по сути, конкурирует с местным блогером, который рассказывает о своей жизни.
Люди, которые привычно говорят на каком-то своем чиновничьем языке, внезапно стали проигрывать. Школьники, которые рассказывают просто и понятно о чем-то важном, привлекают больше внимания. Поэтому главное сегодня – говорить просто, понятно, о том, что важно самому читателю.
С: Новые технологические возможности сформировали абсолютно бескрайнюю, очень живую медиасреду. Но менее грамотную. Вас, как лингвиста, это смущает?
М: Я отношусь к этому спокойно. Если ребенок в 16 лет начинает публиковаться, ошибки неизбежны. Но со временем они исправляются. Человек слушает, смотрит, его поправляют, ему обязательно в комментариях напишут, что так не говорят. И ошибки уходят.
C: Или остаются навсегда. И становятся новой нормой.
М: Абсолютно верно. Кроме того, появляются какие-то словечки и выражения, которые настолько нравятся людям, что они начинают их тиражировать. Проходит десять лет и это становится нормой.
Вот сейчас модной стала такая фраза в интернете: «не уметь во что-то» или «уметь во что-то». «Уметь в контент-маркетинг», не заниматься контент-маркетингом, не уметь его делать, а именно «уметь в». Это языковая шутка, но через 10 лет она станет языковой нормой.
Язык очень подвижный. Он постоянно вбирает в себя новое, постоянно трансформируется, и это неизбежный процесс. С этим просто нужно смириться, жить дальше и думать о том, как привлечь внимание. И от грамотности это зависит далеко не в первую очередь. Да, мы говорим и пишем правильно, как положено по рекомендациям института Виноградова. Но это не важно, нас не поэтому читают.
С: А почему же нас читают, и как привлечь внимание?
М: Нас читают, потому что мы говорим о том, что аудитории важно. Во-первых, это понятие полезного действия. Если я отец, и мне нужно завязать дочери косичку, я спрашиваю у гугла, как это сделать, и он мне показывает статью или видеоурок. Таким образом информация решает какие-то совершенно обычные проблемы.
Во-вторых, это эмоции. Все что вызывает сильные эмоции будет читаться.
В-третьих — социальная польза. Это когда мы читаем что-то, что позволяет быть актуальным, компетентным, чтобы другие нас уважали. Но фундаментально — это просто работа с тем, что человек для себя определяет важным.
Продолжение во 2-й части интервью.