На обед заехал в совхоз Килачевский, что на отдалении трех километров от трассы.
Увидел и сфотографировал симпатичный ГАЗ-69,
машину моего раннего детства. Отец тогда работал водителем, возил ректора института. Лишь когда выехал на трассу Екатеринбург -Тавда, дорога ожила. До Ирбита оставалось около 20 километров. Попытался дозвониться до Ирбитских бардов. Безуспешно. В планах было встать перед городом, чтобы на другой день с утра посвятить полдня осмотру города.
Ирбит.
Он всегда привлекал мое внимание. До крестьянского восстания Пугачева это была казацкая Ирбеевская Слобода. Местная ярмарка была второй после Нижегородской по размаху. Когда войско Атамана подошло с юга, Жители самоорганизовались и отбили наступление. Севернее Слободы войска не прошли. За что, в последствии, Екатерина присвоила слободе статус города. После строительства Транссибирской магистрали ярмарка постепенно утратила свое значение. Тем не менее, Ирбит уникален.
По количеству памятников архитектуры он уступает лишь областному центру. На неполных 40 тыс. человек населения в городе есть драматический театр, четыре разных музея, в том числе единственный в стране музей мотоциклов. Прекрасная продукция Ирбитского молочного завода доходит и до наших северных широт. Ходят предания об истории этого предприятия. Я слышал, что когда разваливалась промышленность Страны, ходоки с завода пришли к его старому директору - пенсионеру с просьбой вновь возглавить предприятие. В результате это спасло завод от развала, в отличии от практически всех промышленных предприятий близлежащих городов и самого Ирбита.
Моя юность прошла верхом на отцовом "Урале"- мотоцикле Ирбитского завода, поэтому все же основной интерес был к городу, как мотоциклетной столице России.
Было 19 часов, когда мой бисиклет, как называют велик французы, подкатил к началу Ирбита. Возле городской стелы я сфотографировался и только присмотрел подходящий лесок, как мимо протарахтел мотоциклист на шикарном чоппере. Это навело на мысль о том, что вечерами мотоциклисты - байкеры где-нибудь точно собираются, и это даст возможность сфотографироваться вместе с ними. А на ночлег можно встать и попозже. Я двинул дальше и у дорожной кафешки встретил того самого байкера. Как выяснилось, он гнал новую Хонду из Екатеринбурга в Туринск а в Ирбите был проездом. Тем не менее, он обрисовал мне Ирбитскую мототусовку и мы сфотографировались.
Не спеша я въехал в исторический центр города. Понравилась архитектура и внешний вид. Старинные дома занимают коммерсанты и, по закону, занимаются восстановлением облика этих зданий. Особенно впечатлил небольшой комплекс из двух магазинов и дворика между ними на улице Комсомольская, украшенные шедеврами жестяных работ и чеканки.
Называется он "Серебряное копытце".
Здесь персонажи Бажовских сказок, и просто нарядное оформление от крыльца до урны. Обычно так украшают входы в дорогие рестораны.
Я остановился , чтобы перекусить возле какого -то павильончика с пирожками, задушевно пообщался с бабулькой- продавцом, и только отправился дальше в сторону мотозавода, как был настигнут молодым велосипедистом. Мы разговорились. Его звали Николаем и он предложил мне показать город. Оказывается, Коля Панкратьев ещё заприметил меня, проезжая на автобусе перед городом, быстренько пересел на велик и отправился на мои поиски. Усталость уже брала свое, поэтому я согласился на минимум. Мы разговорились. Он оказался активистом молодого велоклуба. Мы катили по городу, часто встречая мотоциклистов на «Уралах». Ирбитчане гордятся своими мотоциклами. Даже теперь было их много на улицах. И я не встретил ни одного безликого. Каждый по – своему украшен. На крыле одного я увидел прикрученного утенка из мультика, на других тоже был видимы элементы кустарного тюннинга и декора. С Николаем мы сфотографировались возле проходной завода, где на постаменте установлен "Урал" одной из последних версий.
Не скажу, что лучшей. Брутальный легендарный механизм смотрелся там как мопед. Коля, тем временем, обзвонил нужных людей и вот уже мы уже поехали к руководителю велоклуба Вадиму Коркину. Вадим жил на горке в добротном доме и двором под крышей. О его велосипедизме говорили три серьезных велосипеда притороченных у стен двора. От ужина я отказался, но мы душевно почаевничали. Я предложил на пробу свой сублимат и подарил ему маленькую бутылочку. Вадим с семьей уезжал рано с утра из города и, сожалея, что не может оставить у себя, предложил мне ночлег в "Мотодоме". Небо хмурилось, это было как нельзя кстати. Уже смеркалось, мы втроем на великах поехали под гору снова в центр Ирбита. Вадим имел яркую фирменную экипировку красно-желтого цвета, Коля то же выглядел достойно, ну а о себе я уже писал. Наша троица привлекала внимание, к тому же Вадим был личностью известной, поэтому нам часто доброжелательно сигналили многочисленные мотоциклисты и автолюбители, приветствовали велосипедисты и пешеходы. Получился этакий триумфальный проезд. Наша маленькая кавалькада заехала во двор большого старого здания.
Вадим представил меня охраннику, мы сфотографировались и
попрощались. Ребятам пора было уезжать, а мне – на покой. Завтра предстояла встреча с хозяевами этого заведения. Мои новые друзья укатили, а я нашел комнатку на втором этаже,
раскинул спальник, воткнул в ветхую розетку зарядку телефона, лег и заснул.
Точнее постарался заснуть. Потому что в соседнем помещении настырно пищала сигнализация. Пришлось подняться и закрыть пару соответствующих дверей. Разбудил меня пожарный в костюме и каске . Он бесцеремонно пихнул меня ногой.
-Вставай, горим!
Да, вот это будильник! Прямо – «3D», как модно сейчас говорить. Быстренько продрав глазки и включив мозги, я поинтересовался, где очаг и не отрезаны ли мы от выхода. Горело на чердаке, как потом оказалось – телефонная проводка. На счастье его при ремонте уже успели пропитать противопожарной пеной и очаг не распространился. Здание обесточили, но уже светало, да и фонарик был под рукой, поэтому я быстро скидал шмотки в велорюзак и вышел на улицу.
Навстречу расчет тянул свои рукава, шумел насос у пожарного автомобиля, а сверху моросил дождь.
Меня приютил пожилой сторож, мы посидели в его каморки пару часов. Тем временем, подошел один из начальников и заставил его писать объяснительную. Когда ликвидировали пожар , суета стихла, уехали полицейские и пожарные, ко мне подошли организаторы этого заведения –Виктор Завьялов и Александр Шеховцев.
Один из них, Александр, взял надо мной опеку и подробно показал это необычное строение.