Найти в Дзене
Белые одежды

Почему Святой Дух изображают в виде голубя?

Образ Святого Духа как голубя передают все Евангелисты, но только в одном единственном событии Священной Истории, в Крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей на реке Иордан. Евангелист Матфей описывает это так: крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:16-17) Подобное описание есть и у других Евангелистов: Марка, Луки и Иоанна. У них также присутствует выражение "как голубь". При этом важно отметить два интересных аспекта: 1. Только Иоанн Креститель видел схождение Святого Духа и слышал глас Бога Отца, хотя вокруг было множество народа. Очевидно, что он видел не глазами, и слышал не ушами. У него, по воле Бога, открылись внутренние зрение и слух. 2. Святой Дух не был в виде голубя. Иоанн словами "как голубь" передал лишь своё впечатление, некую ассоциацию, не более того. Он просто

Образ Святого Духа как голубя передают все Евангелисты, но только в одном единственном событии Священной Истории, в Крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей на реке Иордан.

Евангелист Матфей описывает это так:

крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:16-17)

Подобное описание есть и у других Евангелистов: Марка, Луки и Иоанна. У них также присутствует выражение "как голубь". При этом важно отметить два интересных аспекта:

1. Только Иоанн Креститель видел схождение Святого Духа и слышал глас Бога Отца, хотя вокруг было множество народа. Очевидно, что он видел не глазами, и слышал не ушами. У него, по воле Бога, открылись внутренние зрение и слух.

2. Святой Дух не был в виде голубя. Иоанн словами "как голубь" передал лишь своё впечатление, некую ассоциацию, не более того. Он просто сравнил нисхождение Духа с приземлением голубя, потому что в обоих было нечто общее, возможно, плавность и кротость.

Поэтому нельзя говорить, что Святой Дух принял вид голубя или воплотился в голубя. Это - неприемлемая догматическая ошибка.

Изображение Святого Духа как голубя на иконах разрешается с большой долей условности, исключительно для того, чтобы передать великое событие Богоявления, в котором Иоанну Крестителю Бог открылся как Троица: Отец, Сын и Святой Дух.

Никогда, ни до, ни после, Святой Дух не вызывал у очевидцев ассоциации с голубем, поэтому и использовать этот образ можно только на иконах праздника Крещения, снисходя к ограниченности человеческих средств выражения.

-2

Как известно, в день Пятидесятницы Святой Дух снизошел в виде языков пламени, поэтому и на иконах, изображающих это событие, могут присутствовать огненные языки, но, опять таки, только ассоциативно.

Верующий понимает условность образов, используемых в иконографии, а вот человек, плохо знающий Писание, легко может соблазниться и начать считать, что Святой Дух воплотился в низшее животное, и поэтому меньший по славе, и чуть-ли не служебный дух. Это - недопустимо.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух - равны по чести и славе, Они - Три Лица Единой Троицы.

Читайте также: Правда творения: не думай о Шестодневе свысока!

А также: Какие цвета любит Бог?

Изображения с сайта Pixabay.com