(автор текста Лилия Касмасова)
Все помнят эти впечатляющие кадры паровоза, мчащегося по арочному каменному сооружению, опоры которого уходят куда-то в бездну.
А еще из истории мы помним, что древние римляне сооружали такие вот мосты, которые назывались, помнится, акведуки. Мчится ли «Хогвартс-экспресс» по античному акведуку, которому пара тысяч лет?
Да, римляне подобные мосты возводили. А еще кое-кто построил похожие на римские мосты сооружения. В более позднюю эпоху.
Римские акведуки («водопроводы», от лат. “aqua” - вода, “duco” – веду) имеют три или два уровня арок. Внизу – широкие, потом средние, и поверху – самые маленькие. Римляне возводили их по всей империи, даже в Африке. Тянулись они порой на многие километры и были построены с необычайной точностью уклона – чтобы вода безо всяких помп бежала с гор в города. А еще – строились они очень надежно и прочно – римляне изобрели особый вид бетона. Так что большие отрезки акведуков сохранились и доныне.
В поздние эпохи акведуки использовались как мосты для переезда повозок через реку.
Но вот паровозы по ним никогда не ходили. Паровозы ходят по виадукам («мостам-дорогам», от “via” – путь, “duco” – веду) – которые построены в конце XIX – нач. XX в. по подобию римских акведуков: они тоже каменно-бетонные (иногда железные) и тоже состоят из арок. Иногда одного уровня, иногда двух. Их арки выше и «стройнее», чем арки римских акведуков.
Таких виадуков было сооружено несколько в Европе: в Швейцарии, во Франции, в Шотландии.
По шотландскому виадуку Гленфиннан, построенному в 1898 г., и мчится хогвартский экспресс.