Эта правдивая история случилась в августе 1918 года в славном городе Казани. И до конца начала «лихих» 90-х была неизвестна широкой российской общественности.
А непосредственным поводом к этим моим сочинениям стала великолепная телепередача с не менее великолепным ведущим- Арагацем Кошером, более известным, как «Мимино из Политеха»!
История «таинственной пропажи» или кражи, целых 650 миллионов золотых царских рублей осенью 1918 года, из подвалов Госбанка настолько популярна, что затмить её может, только «История таинственной гибели группы Дятлова…»
Как-то судьба забросила меня в старинный купеческий городок Белуга, где из нас должны были «быстренько сделать оперуполномоченного уголовного розыска». Там же у нас училось много хороших и очень умных парней из Казани. Один из этих учеников, видимо, самый умный, хотя и не самый здоровый, рассказал мне интересную историю про приключения Царского золота:
«Этим казанским пацанам было уже по 12 лет! И были они, по тем старинным временам, уже совсем взрослые! Работали учениками подмастерьев! С получки они посещали пивные, и другие, ещё более злачные заведения, типа пансиона «мадам Полетт». Оба курили дешёвые и вонючие сигареты «Лира». Умного парня звали Егор Пупынькин, а красивого парня звали Федот Хомутов.
Вечером в среду 7 августа 1918 года по всей Казани началась ружейно-пулеметная стрельба. Паника была всеобщая! По городским улицам бодро бежали красные латышские стрелки! Дружными рядами отступали мусульманские отряды, хромали раненые красноармейцы в кровавых бинтах. Кто не мог идти, молил убегавших: «Христа ради, братцы-красноармейцы, не бросайте на поругание, нечестивым иноземцам!» Из окон домов из подворотен по красным, с азартом, стреляли невидимые коварные личности!
На испуганную Казань наступали какие-то неведомые силы, чуть ли не марсиане!.. Какой-то «нерусский»… Вольдемар Каппель, какие-то чешские и словацкие «голубые» легионеры и, даже, никому неведомые сербские добровольцы, похожие на цыган!
Умный Егор, затягиваясь сигареткой и поглядывая на красивого Федота важно произнес:
-Я знаю, зачем Каппель-Воин, со своими «чехо… сербами», нашу Казань приступом берёт!
-Стратегия воинская!.. Чего тут понимать?.. Дальше наступать на Москву будут! Прямая дорога! На «боль… ша… ков!»- сделал серьёзное лицо красивый Федот.
-Дуралей, ты Федотка! Любая война это, прежде всего, узаконенный грабеж! В Казани. у наших мешан-обывателей, столько запрятано золота, что месяц грабить можно! И ещё много останется… А ещё у этого Каппеля… любовница есть!.. Французская актёрка!.. Горячая- прямо огонь!.. Она страсть, как бриллианты в золотой оправке любит!.. Вот храбрые чехи сейчас тут всех «под чистую» ограбят!.. И Каппель крале своей, в Париже, золотые подвески купит, как Французской королеве, точно такие, как у Дюма! В «Трёх мушкетерах»!..
Приятели в темноте стояли и курили прямо напротив Государственного Банка. Из центральных огромных дверей, какие-то мужики и солдаты, выносили большие деревянные ящики и грузили их в здоровенный английский грузовик. Один ящик, видимо очень тяжелый, они не удержали! И ящик грохнулся на булыжную мостовую! Что-то зазвенело! При этом из ящика на мостовую посыпались какие-то «железные» кружочки.
Один из солдат попытался их собрать. Однако, их «старшой» всячески обматерил неумеху и громко скомандовал:
-Всё! Уезжаем! Красноармеец Митроха, мы свою долю заграбастали. Даже внукам всем теперь хватит! Жизнь-то, Божья, подороже любого золотишка будет!
После этих слов все солдаты попрыгали в кузов грузовика и уехали в сторону моста через речку Казанку.
-Вот повезло, то Федотка!.. Хватай этот солдатский котелок!.. Собирай монеты-червонцы!- закричал умный Егор, подпинывая ногой мятый солдатский котелок, брошенный на булыжной мостовой.
-Вот дурак, ты Егорка!.. Котелок-то пулей пробитый!
-Вот ведь, как в сказке говорится, что дураков не сеют и не жнут –сами родятся!... Золотые червонцы, Федотка, не вода- через дырку не убежит!
Приятели быстро, под свист шальных пуль, которые летали со всех сторон, набрали полный котелок золотых монет! И пыхтя принесли нежданную добычу в свой Родной казанский двор. Грязный, вонючий, тесный и пыльный…
-Федот, я знаю самое надежное место, где спрятать наш Клад! «Утопим» золото в нашей дворовой уборной!- тихим голосом сказал Егор.
-А оно там не испортится, часом?.. В человечьем дерьме-то?.. Вонять ведь будет?.. Не отмоешь?- засомневался Федот.
-Деньги не пахнут!.. Книжки надо читать древне-латинские!.. Научные! А не по гулящим девкам бегать!.. Знать надо, что Царское Золото растворяется только в такой же Царской Водке!- сказал Егор и опустил на бечёвке тяжелый котелок в испачканное «очко» уборной…
На рассвете Ромка и Егор поклялись дружно хранить эту свою «страшную тайну во веки веков»! И никому тайну не открывать до «самого смертного одра», даже пленным женщинам! Перочинным ножом «заговорщики» сделали надрезы на своих левых запястьях и капнули ровно по 12 капель крови в грязное «очко», где было затоплен простреленный котелок с Царским золотом…
Шли годы! Кое-как, закончилась Гражданская война, прошёл страшный голод и тиф 20-х, родился и умер НЭП, попугал всех «Тридцать седьмой год», прошла Финская война, Великая Отечественная. В Армию Егора Пупынькина и Федота Хомутова не брали, так как они работали на Оборонных заводах и были высококлассными специалистами! И главное, как настоящие мужики, много не болтали!
-Молчание-золото!- подмигивал стахановец Хомутов своему другу и стахановцу Пупынькину…
Вот только в Партию друзья не ступили. Им и так хорошо жилось! Подходил к концу 20 век. У вдовых пенсионеров Егора и Федота, живших в Этом же бараке, давно родились, выросли дети, внуки и правнуки.
Первым умер от инфаркта умный Егор. И детская «страшная клятва» лишилась своей магической и страшной силы!
Умные врачи у деда Федота нашли хитрую онкологию, чуть ли не пятой стадии. Но он умирал тихо и в полном сознании. Дочка-пенсионерка плакала и утиралась беленьким платочком.
-Не плачь Доченька!.. Дай я тебе страшную тайну открою!.. А то, аж язык жжёт, адским огнём!.. Знаешь, Доченька, почему мы так сносно жили? И во все Войны и даже при… Хрущеве?
-Так Вы с соседским дедом Егором всю жизнь на Военном заводе работали, как оглашенные!.. Паёк Вам давали!.. Премии какие-нетто!.. На заводской «Доске почета» всю жизнь «на пару» висели!..
-Дурная ты, Дочка!.. Вот она!.. Вся наша Правда семейная!.. В этой моей рабочей руке!- сказал умирающий Федот Хомутов.
Когда отец «отошёл» и перестал дышать, Дочь легко разжала его правую старческую руку… Посмотрела на шрамы на левом запястье… И долго и грустно, с большим удивлением, рассматривала эта седая Усталая Женщина небольшую золотую монету царской чеканки… Последнюю монету из простреленного солдатского котелка»…
А Арагацу Кошеру, было тогда всего 12, как тем казанским пацанам.
6 мая 2019г.