В начале 2019-го года Министерство обороны США поддерживало оценочный запас ядерных боеголовок в 3,800 единиц для доставки более чем 800-ми баллистическими ракетами и самолетами. При этом 2050 единиц из этих боеприпасов находятся в резерве и хранятся для потенциальной загрузки на ракеты и самолеты, по мере необходимости, в качестве так называемой защиты от технических или геополитических сюрпризов. Дополнительно имеющиеся 2385 боеприпасов сняты с вооружения и ожидают своего демонтажа. В результате, в общей сложности в американском ядерном арсенале должно насчитываться 6185 ядерных боезарядов. По оценкам американских экспертов, на боевом дежурстве находится не более 1750 боезарядов. Их них 1300 развернуты на находящихся на вооружении баллистических ракетах, 300 боезарядов находятся на базах стратегических бомбардировщиков в Соединенных Штатах, а еще 150 тактических бомб – на европейских базах. До 2018-го года администрация Трампа следовала практике администрации Обамы по рассекречиванию размера запасов и количества демонтированных боеголовок. Однако в апреле 2019-го года Министерство обороны отклонило запрос на рассекречивание цифр. Решение идет вразрез с политикой ядерной прозрачности США и, если не будет отменено, то создастся неопределенность и недоверие к размеру американского ядерного арсенала со стороны экспертного сообщества.
Считается, что ядерное оружие хранится примерно в 24 географических точках: в 11 штатах и пяти европейских странах. Наибольшее количество ядерного оружия находится в крупном подземном комплексе хранения боеприпасов и технического обслуживания Киртланд (KUMMSC) к югу от Альбукерка, штат Нью-Мексико. Большая часть из 2475 единиц оружия, находящихся в этом месте (или 1785 единиц, по оценкам экспертов), – это списанное оружие, ожидающее отправки на демонтаж на завод «Пантекс» в Техасе. Второй по величине запас ядерных боеприпасов (1620 единиц) находятся недалеко от города Вашингтон, где расположен объект стратегических вооружений Pacific (SWFPAC), и базируются атомные подводные лодки с баллистическими ракетами на борту (военно-морская подводная база Kitsap). В дополнение на двух базах (Тихоокеанской и Атлантической) для атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту, как предполагается, хранятся и снятые с вооружения боеголовки, ожидающие демонтажа.
С завершением производства программы продления жизни боезарядов W76-1 эти избыточные боеголовки планируется демонтировать в течение 2020-х годов. Из пяти мест хранения ядерного оружия в Европе авиабаза Инджирлик в Турции хранит больше всего – около 50 ядерных боеприпасов или около одной трети всего числа ядерных вооружений в Европе (хотя ходят неподтвержденные слухи, что ядерное оружие после известных событий, возможно, было изъято с территории этой базы).
Реализация Нового Договора по СНВ. Соединенные Штаты выполнили все ограничения Нового Договора СНВ (СНВ-3) к 5 февраля 2018-го года, когда им было засчитано развертывание 660 стратегических пусковых установок с 1393 приписанными боеголовками. В своем последнем обмене данными на 1 марта 2018-го года Соединенные Штаты насчитали 656 стратегических пусковых установок с приписанными к ним 1365 боеголовками. Новые правила подсчета приписывают одну ядерную боеголовку каждому развернутому бомбардировщику, даже если американские бомбардировщики не несут ядерного оружия.
С момента вступления Договора в силу в феврале 2011 года Соединенные Штаты сообщили о сокращении в общей сложности 226 развернутых пусковых установок и 435 развернутых стратегических боеголовок. Министерство обороны также завершило уничтожение неразвернутых пусковых установок и преобразование 97 пусковых установок в неядерные, при этом в общей сложности осталось 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок. Новый Договор по СНВ, пока он остается в силе, будет действовать до февраля 2021-го года, после чего по взаимному согласию может быть продлен на срок до пяти лет. Администрация Трампа пока не указала, будет ли она стремиться продлить договор; однако, учитывая открытое неприятие советником по национальной безопасности Джоном Болтоном соглашений о контроле над вооружениями, перспективы продления кажутся несколько мрачными.
Обзор ядерного потенциала. В «Обзоре ядерного потенциала» (NPR), подготовленного администраций Трампа, имеется несколько важных изменений по сравнению с аналогичным документом администрации Обамы от 2010-го года. Наиболее значительным изменением является новый акцент на увеличении типов и роли ядерных вроружений. Документ Трампа имеет конфронтационную позицию, которая охватывает «конкуренцию за мировое доминирование» и включает в себя планы разработки нового ядерного оружия и модификации стоящих на вооружении систем. Авторы документа не пытаются ограничить роль ядерного оружия единственной целью – сдержать противника от применения своих ядерных сил. Вместо этого подчеркивается необходимость расширения ядерных вариантов для сдерживания, и, если оно проваливается, то на первый план выдвигается задача превалировать как против ядерных, так и неядерных стратегических атак, предполагая возможность применения ядерного оружия первым.
NPR объясняет, что ядерный потенциал США будет «огражден от возможного быстрого роста или возникновения ядерных и неядерных стратегических угроз, включая химическую, биологическую, кибер-и крупномасштабную обычную агрессию». Для достижения этих целей NPR требует повысить гибкость и диапазон индивидуальных вариантов сдерживания. Расширение диапазона гибких вариантов применения ядерных сил важно с точки зрения сохранения надежного сдерживания против региональной агрессии. Новые адаптированные возможности включают модификацию небольшого числа существующих двухступенчатых термоядерных боеголовок W76-1 на одноступенчатые боеголовки W76-2 путем отключения вторичной цепи, ограничив выход ядерной энергии до того уровня, который может произвести первичная цепь (по оценкам, от пяти до семи килотонн). Эта новая боеголовка, утверждает NPR, необходима, чтобы помочь противостоять любому ошибочному восприятию эксплуатируемого «разрыва» в региональных потенциалах сдерживания.
В более долгосрочной перспективе Соединенные Штаты будут разрабатывать новую ядерную крылатую ракету, запускаемую с подводной лодки с целью «обеспечить нестратегическое региональное присутствие, гарантированный потенциал реагирования ввиду продолжающегося нарушения Россией Договора о ядерных силах средней дальности». Авторы доклада полагают, что создание новой крылатой ракеты подводного базирования может стать для России стимулом к серьезным переговорам о сокращении своего нестратегического ядерного оружия, точно так же, как предыдущее западное развертывание ядерных сил средней дальности в Европе привело к договору 1987-го года. Несмотря на усилия по реагированию на нарушение Россией Договора о РСМД, администрация Трампа в феврале 2019 года объявила о своем решении выйти из него.
Тем не менее, арсенал США уже включает в себя около 1000 гравитационных бомб и крылатых ракет воздушного базирования с маломощными вариантами боеголовок. Обзор не предоставляет доказательств того, что существующие возможности недостаточны. Авторы NPR утверждают, что новые возможности просто необходимы. ВМС США раньше имели крылатую ракету, запускаемую с ядерной подводной лодкой (TLAM / N), но сняли ее с вооружения в 2011 году, потому что она была избыточной. Все другие нестратегические ядерные вооружения – за исключением гравитационных бомб для истребителей-бомбардировщиков – также были выведены из эксплуатации, поскольку в них больше нет военной необходимости, несмотря на более крупный российский арсенал нестратегических ядерных вооружений. Идея о том, что крылатая ракета, запущенная американской подводной лодкой, может теперь побудить Россию вернуться к соблюдению Договора по РСМД ошибочна. Остается загадкой, почему Россия внезапно передумает, если Соединенные Штаты вновь введут в свой арсенал крылатую ракету морского базирования (SLCM). Более того, Стратегическое командование США уже усилило поддержку бомбардировщиков НАТО в ответ на более «агрессивное поведение» России: 46 бомбардировщиков В-52 в настоящее время оснащены крылатыми ракетами воздушного базирования (АLCM), и как В-52, так и новый бомбардировщик В-21, получат новое оружие дальнего боя, которое будет иметь по существу те же возможности, что и SLCM, предложенный в NPR.
Решения России о размере и составе ее нестратегического арсенала определяются, как считают эксперты, превосходством Вашингтона в обычных вооруженных силах, а не американским нестратегическим ядерным арсеналом. Вместо этого, разработка новой ракеты SLCM для «обеспечения необходимого нестратегического регионального присутствия» в Европе и Азии может – особенно в сочетании с параллельным расширением действия обычных ударных сил США на большие расстояния – усилит зависимость России от ее нестратегического ядерного оружия и потенциально вызовет интерес Китая к такому оружию. Кроме того, суда, оснащенные ядерным оружием, вызывали во время холодной войны серьезные политические споры, когда они посещали иностранные порты в странах, которые не допускали ядерного оружия на свою территорию как, например, в случае с Новой Зеландией, дипломатические отношения с которой восстановились после этих споров лишь недавно, 30 лет спустя. Оснащение же кораблей ядерными ракетами осложнило бы отношения с ключевыми союзными странами в Европе и Северо-Восточной Азии. Эти дополнительные расходы следует сопоставить с выгодами, которые, по утверждению авторов Обзора, могла бы обеспечить новая крылатая ракета, запущенная с подводной лодки.
В Обзоре подчеркивается необходимость продолжения масштабной модернизации программы, инициированной еще администрацией Обамы и направленной на замену или модернизацию всех систем доставки ядерных боезарядов (конкретно: создание нового класса атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ); разработка нового, способного нести ядерное вооружение стратегического бомбардировщика; разработка новой большой дальности крылатой ракеты воздушного базирования (LRSO); создание новой межконтинентальной баллистической ракеты (GBSD) и придание способности нести ядерное вооружение фронтовому истребителю-бомбардировщику F-35А; обновление системы командования и управления ядерными силами в Министерстве обороны США; модернизация ядерных боеголовок и вспомогательной инфраструктуры в Национальном управлении по ядерной безопасности Министерства энергетики США). Согласно оценке, опубликованной в январе 2019-го года Бюджетным Бюро Конгресса США (CBO), модернизация и эксплуатация ядерного арсенала и объектов, которые его поддерживают, обойдутся примерно в 494 млрд. долл. на период с 2019-го по 2028-ой год, что на 94 млрд. долл. больше, чем оценка CBO за 2017-й год на период с 2017-го по 2026-ой годы, отчасти потому, что программы модернизации продолжают наращиваться, а сметы расходов увеличиваются, в том числе и в результате призыва NPR к разработке новых ядерных вооружений.
Программа ядерной модернизации (и технического обслуживания) будет продолжаться и после 2028-го года и, по оценкам CBO, будет стоить 1,2 триллиона долларов в течение следующих трех десятилетий. По другим прогнозам, общая стоимость модернизации ядерных сил обойдется в 1,7 трлн. долл. Однако нет никаких сомнений в том, что ограниченные ресурсы, конкурирующие программы ядерной и обычной модернизации, снижение налогов и быстро растущий дефицит будут представлять значительные проблемы для программы модернизации ядерных сил.
Ядерное планирование и ядерные учения. Планы применения ядерного оружия включены в семейство планов, организованных в соответствии со стратегическим оперативным планом OPLAN 8010-12. OPLAN, который впервые вступил в силу в июле 2012 года, достаточно гибок и позволяет вводить в него нужные изменения, в том числе и те, которые вытекают из NPR. Помимо ядерных сил, в планы по нанесению ядерных ударов также входит применение обычных крылатых ракет, таких, как тактическая крылатая ракета Tomahawk, запуcкаемая с подводной лодки, и совместная ракета класса «воздух-поверхность» JASSM-ER повышенной дальности. Оперативный план включает в себя планы ударов по России, Китаю, Северной Корее и Ирану.
Когда генерала Джона Хайтена – командующего Стратегическим командованием – спросили в марте 2017-го года, видит ли он необходимость в расширении ядерных возможностей и развертывании маломощных боеголовок на баллистических ракетах, он сказал, что, когда принимал командование, больше всего его удивило наличие гибких вариантов, которые есть во всех планах от обычных до крупномасштабного использования ядерных бомб, которые можно посоветовать президенту.
Для отработки и доработки этих планов, которые для размещения новой маломощной боевой части SLBM и новой крылатой ракеты подводного базирования должны быть обновлены, в 2018-м году Вооруженные силы провели несколько учений. Они включали в себя учения Стратегического командования Global Thunder 19 в октябре-ноябре 2018-го года, которые практиковали командование и контроль над наступательными ядерными ударами по всему миру, а также другие районы миссии Стратегического командования по всей территории Соединенных Штатов. В учениях участвовали войска из Дании, Канады, Соединенного Королевства, Австралии, и Южной Кореи. В 2018-м и начале 2019-го года стратегические бомбардировщики США участвовали в различных передовых развертываниях, включая B-52, B-2 и неядерные B-1 на Гуаме в январе 2018-го года и В-2С на Гавайи в январе 2019-го года. В марте 2019-го года ВВС развернули впервые (после холодной войны) шесть бомбардировщиков B-52 в Соединенном Королевстве, откуда они летали над Европой через Норвегию, в страны Балтии, в Румынию, в Грецию и в Марокко. Четыре из шести В-52 обладали ядерным потенциалом. Операции включали пролет пяти бомбардировщиков над Норвегией и четырех бомбардировщиков над Балтийским морем. В отличие от других тенденций, ежегодные крупномасштабные американо-южнокорейские военные учения Foal Eagle и Key Resolve были значительно сокращены в 2018-м году из-за продолжающихся дипломатических усилий между Соединенными Штатами, Южной и Северной Кореями. В отличие от предыдущих лет, учения 2018-го года не включали американские атомные подводные лодки, атомные авианосцы или стратегические бомбардировщики. В марте 2019-го года года, сразу после саммита в Ханое, США и Южная Корея объявили, что эти два ежегодных стратегических учения будут отменены и реорганизованы в серию небольших учений.