Богатая страна – это прекрасно, но как она может называться богатой, если часть её граждан обнищали, и какой смысл в быстром темпе экономического роста, если им негде жить и нечего есть? Ведь вне государства, вне экономики, в лесу и то им было бы лучше.
Мы уже свыклись с тем, что экономика занимает ведущие мировые позиции. Экономика – наше все, и она существует как бы обособленно, как самостоятельная единица.
Были смутные времена и в какой-то степени известная нам перетасовка всего материального. И тогда некая эфемерная экономка влилась в нашу жизнь, подточила нас, деформировала менталитет. Мы стали непозволительно скупыми, нецелесообразно замкнутыми и маразматично хозяйственными. Развитие экономики – оказалось делом полезным, но когда оно перешло на новый уровень, произошла подмена понятий. Живое человеческое растворилось, остались графики, данные, расчеты. Человеческие ресурсы.
Наглядный пример: метро.
Метро создано для облегчения нашей жизни, для удобства перемещения. Казалось бы, все делается для нашего блага, но постепенно, едва ли заметно складывается следующая ситуация. Допустим, жители южного городского района поголовно устраиваются на работу в северном. Каждое утро миллионы людей спускаются в метро, чтобы сесть на поезд, приехать в северный район и отправиться на рабочее место, по пути повстречав миллионы таких же людей, которые в свою очередь из северного района направляются в южный опять же на работу.
Огромная толпа, полгорода, на пару часов вырвана из жизни, ждет своей остановки.
В настоящем действительность такова: не метро для нас, а мы для метро. И все это ради того, чтобы несколько человек хорошо заработали, а потом дразнили наших жен «бриллиантами». Которые нашим женам не нужны, но пропаганда и мода делают свое дело.
Весь мир построен на подобных подменах: не экономика для нас, а мы для экономики; не юриспруденция для нас, а мы для нее, не полиция для нас, а мы для полиции. Не система для нас, а мы для системы. При этом эти громкие, но прежде всего слова – становятся не только понятиями, но живыми существами со своим авторитетным мнением, нравом, характером и решениями, оправдывающими любые действия своих слуг: юристов, экономистов, полицейских, политиков…