С приближением празднования Дня Побед все больше задумываешься о тех, поколениях, об их жизни, идеалах и мыслях. Иногда особенно об их матерях и отцах. Хотелось бы рассказать о двух сестрах одними из лучших представителей того поколения ( по- крайней мере хотелось бы верить). Со старой фотографии на меня смотрят лица Натальи Петровны Яковлевой ( в замужестве Мясниковой) ( вторая на фото) и её сестры Евдокии Петровны Яковлевой (первая на фото). Наталья Петровна, мама моего дедушки, или просто бабушка Наташа, как её сестра по отцу Евдокия Петровна Яковлева происходила из дворянской семьи, обучалась в женской гимназии, где получила очень хорошее образование. По рассказам мамы моей бабушка Наташа изучала несколько иностранных языков и у них была классная дама, которая, прогуливаясь с линейкой по классу и проверяла прямая ли спина у девочек или нет. Вспоминала мама моя и иной гимназический случай. Так как в гимназии были балы и иные мероприятия. На один из балов прабабушка моя надели с подружками страусиные перья. А мероприятие проходило под открытым небом. И, тут, вдруг дождь. И пришлось гимназисткам закрыть свои головы верхними юбками, да бы не промочить дорогих страусиных перьев и так бежать до дому.
Прабабушка моя Наталья Петровна и её сестра Евдокия Петровна была из роду богатых купцов. По словам мамы обе мои пращурки были в родстве с купцами Шабановыми, которые обеднели во время гражданской войны. Когда в Казань вошли белочехи, то банк, где держали свои накопления купцы Шабановы был ограблен интервентами подчистую.
Прабабушка Наташа всю жизнь трудилась. То, в библиотеке, то по дому, и даже когда пришлось ей уйти с работы из- за слепого дедушки ( это её дедушка), то работы было много.
Жили они с прадедушкой моим Петром Яковлевичем в самом центре Казани, недалеко от площади свободы, на берегу реки Казанка в доме, где не было удобств. Жили очень скромно. Раньше это была улица Олькеницкого, сейчас её уже нет, а на её месте сделан Фуксовский садик и памятник Карлу Фуксу.
Когда пришло военное время, то на фронт ушли два сына и муж, мой прадедушка, Петр Яковлевич будучи инженером по профессии, он занимался проектированием мостов. Старший сын Георгий воевал в финскую войну, а потом был отправлен воевать с японцами. Средний сын, мой дедушка, Владимир в 16 лет ушёл воевать с фашисткой Германией. Дома остался лишь маленький брат Сережа, да прабабушка моя Наталья. Ушла на фронт и сестра Евдокия.
Имея высшее медицинское образование Евдокия Петровна спасала жизни многим людям.
Война-то войной, но дела сердечные не по расписанию. Обладая большим человеческим сердцем и своеобразной красотой Евдокия смогла полюбить. Полюбили и ее. Её возлюбленный был боевым чуть -ли не генералом. Вообщем, точно известно, что имел высший военный чин. И жить бы им после войны в любви и согласии, если бы не трагедия. Её возлюбленный был тяжело ранен. К сожалению, Евдокия не смогла его спасти. Он умер прямо на ее операционном столе.
Евдокия Петровна осталась жива, но личная жизнь у нее не сложилась и семьи своей не было. После войны Евдокия Петровна продолжала работать врачом. Выучилась на невролога.
Это была храбрая и добрая женщина. Её побаивалось даже её собственное начальство! Однажды, какой- то начальник незаслуженно обидел человека. Так, Евдокия Петровна этому начальнику ногу якобы случайно зажала между дверьми. А сама она довольно долго трудилась в должности главврача в санатории Бакирово.
У ее сестры Натальи Петровны все сыновья после войны получили высшее образование и стали работать по профессиям, которые больше не профессии, а призвания! Старший сын Георгий стал инженером и работал в секретном конструкторском бюро, Владимир стал учителем иностранных языков, а младший Сергей- врачом.
Наталья Петровна пережила потерю своего старшего сына- Георгия, а Евдокия Петровна - племянника. Умерли обе сёстры немного недожив до моего рождения (до 1985 года) . Тётя Дуня оставила после себя своего рода хронологию событий в семье Мясниковых и Яковлевых.
Мне часто думается, когда я рассматриваю фотографии тех лет, что люди тогда лучше понимали, что соль жизни и её радость, не в чрезмерном богатстве, а в доброй душе и стойкости. Вот смотрю я на разные лица со старых фото ....не все лица красивые, но выражение какое- то правильное, осмысленное..... как по выражению из документального фильма про Мстеру...что- то главное знали. Даже лица простых людей, которые не получили образования глубокие, осмысленные. Сейчас больше лиц пустых, без смысла, и это, увы многими не понимается и воспринимается как- будто так надо. Но это деградация, а не норма. Как- бы не смеялись над духовностью, но её вырождение ведёт к погибели нации, страны, и даже всего человечества!
Возможно, что изучение своего рода, и жизни своих родных внесёт свою полезную лепту в остановку деградации.