Современные школьники читают, но делают это по-другому. Ирина Голайченко, учитель словесности, рассказывает, как ученики реагируют на слово "глядючи", что они находят в пушкинском "Дубровском" и правда ли, что мышление нового поколения изменилось.
— Принято считать, что современные дети не читают. Как вы с этим боретесь, как их заинтересовываете?
— Они читают. Просто по-другому, меньше погружаясь в книгу, у них совсем другая техника чтения. Интенсивный ритм жизни не дает им возможности остановиться, долго смаковать детали и наслаждаться процессом. У них клиповое мышление, и это надо учитывать. Конечно, есть исключения, но в массе своей подростки сейчас принимают только информацию из текста.
Именно поэтому о повышении грамотности при помощи чтения, как мы привыкли, речи не идет. Когда родителям советуют приобщить ребенка к книге, они отвечают: «А он читает, только это не помогает». Он по-другому читает. Ведь каким образом формируется грамотность при чтении? Человек запоминает образ слова, синтаксическую конструкцию. А для этого нужно пословное, вдумчивое чтение. Нынешние же дети (это касается более младшего возраста) полностью сосредоточены на процессе соединения букв в слова и слов в предложения, качество работы с текстом в этом случае отходит на второй план. А старшие пробегают книгу по диагонали. У них уже встроено скоростное чтение.
— Компьютер в голове?
— В некотором роде – да. Они выхватывают основную информацию, но образ слова в голове не отпечатывается. Поэтому трудно оценить искусство писателя без особого на нем акцента. И часто это значит, что школьнику нужна помощь учителя. Но я думаю, что как только найдется книга, которая будет близка ребенку по духу, настроению, появится и вдумчивое чтение, и принятие языка и образа мыслей автора.
Пятиклассникам важно предложить разнообразное чтение. Есть определенные рекомендации в курсе русского языка и литературы, но правила гимназии позволяют нам некоторые вольности. Порой ребята сами предлагают какие-то книги. И в каникулы мы обязательно читаем произведение вне программы, а после обсуждаем его.
— Какие книги предлагаете вы, и какие они?
— Они хотели бы обсуждать «Гарри Поттера» и «Часодеев» — это волшебное, сказочное повествование о кошках. В основном, девочки этим увлекаются. Мы говорим о том, что понравилось, что привлекает. Важно понять, какой отклик книга находит в душе ребенка.
А я недавно порекомендовала прочитать повесть Анатолия Алексина «Оля пишет Коле, а Коля пишет Оле». Мне кажутся важными поднятые темы: пионерия как идея общего доброго дела, когда главное — помочь, спасти. Это очень понятная и близкая тема для пятиклассника. Также важно в такой доступной форме обращаться к истории страны. Мой выбор был связан с формой повести – это письма. В начале года мы работали над проектом: писали письма друг другу, учились их отправлять, запечатывая в конверт и подписывая адрес. Сколько радости, оказывается, приносит просто бумажное письмо!
— Вы прямо разорванную связь времен восстанавливаете…
— Мы работаем над этим. Например, чтение «Чучела» Владимира Железникова, которое невозможно обойти в более старшем возрасте, должно быть подготовлено. Подростки должны ощутить атмосферу команды: мы собрали денег, силы для того, чтобы…
Конечно, дети и к современной литературе обращаются: большую популярность приобрела книга Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». Пятиклассники сейчас делают проект по искусству, и девчонки выбрали именно это произведение.
— А что такое «проект по искусству»?
— У нас есть предмет МХК, интегрированный с литературой в том числе. Ребята выбирают произведение и создают концепцию, в соответствии с которой будет поставлен спектакль, пишут историю. Это может быть, например, импровизация на тему произведения. Сами делают декорации, куклы, решают, как строится представление. Сначала создается макет, потом проектируется сценическое пространство, чтобы правильно выразить основную мысль. Это необязательно отрывок книги, часто что-то домысленное, дофантазированное.
— И вы как литератор в этом участвуете?
— Я участвую в этом на этапе написания истории. Мне и самой интересно: никогда не думала, что могу представить, как что-то будет выглядеть на сцене. Интеграция уроков вообще принята в гимназии. Часто это «долгоиграющие» проекты. Главное, что наработки могут пригодиться на разных уроках.
— Что вы делаете для того, чтобы связать классические произведения, многие из которых кажутся детям архаичными, с современной действительностью, чтобы они лучше понимали реалии прошлого?
— Во-первых, я многое объясняю. Во-вторых, встречаясь с учителем истории, спрашиваю, какой период сейчас изучается. Прошу поговорить с ребятами на заданную тему с точки зрения истории.
С седьмым классом мы недавно изучали «Песню о купце Калашникове». Дети мне говорят: «Ой, а мы только что проходили эпоху Ивана Грозного, опричнину». И я довольна, и учитель истории. Дети дополнили историческую действительность эмоциональным впечатлением.
— Все ли слова они понимают?
— Это бич нашего времени. Даже если речь идет о Пушкине. Например, мы обсуждали, сама ли царица отнесла яблоко царевне или она послала к ней девку-Чернавку в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Дети были уверены, что она послала Чернавку, потому что там было слово «положила»: «положила, иль не жить, иль царевну погубить». Не поняли, что оно означает.
— Как вы решаете такие проблемы?
— Пятиклассники, например, выписывали из сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» слова, которые им не понятны. Там было слово «глядючи». Загадочная грамматическая форма.
— Стоит ли в таком случае изучать Пушкина современным детям?
— Пушкина нужно изучать всегда и всем. В его произведениях есть ответы на любые вопросы. И язык, несмотря на устаревшие слова в сказках, в целом абсолютно понятен современным детям.
Мы анализируем поэтические произведения, я это обожаю. Спрашиваю: «О чем это стихотворение?» Дети отвечают: « О природе». И тогда я говорю: «Давайте теперь попробуем разобраться, что автор хотел сказать, какие слова использовал, почему именно эти? Как построено стихотворение, почему нельзя было сделать иначе?» И к концу урока стихотворение раскрывается, как цветок. Полстранички, а там – целая жизнь. С пятым классом разбирали «Зимнюю дорогу» Пушкина, а с седьмым – «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова. Дети говорили, что совершенно иначе видят теперь произведения, не так, как после первого прочтения, и теперь они им нравятся значительно больше.
Выразительное чтение, работа с паузами – больной вопрос. Читают быстро, а остановиться, поставить логическое ударение, особенно в поэтическом произведении, детям трудно. Для них прочитать – не значит понять. А на уроках литературы это главная задача.
— «Дубровский» Пушкина хорошо идет у семиклассников?
— Спокойно. Это сейчас я вижу в нем какие-то философские смыслы: вопрос справедливости, вседозволенности, распущенности, продажности всего и вся. Дети понимают, о чем идет речь. Приводят простые примеры из жизни. Троекуров отнял у Дубровского имение. Просыпается ли у него совесть? Проблемы актуальные во все времена. Но их жизненный опыт еще не позволяет прочувствовать и осознать глубину произведения.
В «Барышне-крестьянке» детей смутили только «белила» и «сурьма». Взяли словарь и стали искать.
— Словарь есть у вас на уроке?
— Уроки русского языка и литературы – всегда со словарем. Это тысяча решенных проблем в одну секунду. Я против того, чтобы искать значения слов в Интернете. Доказываю, что там есть противоположные ответы на один и тот же вопрос. Словари у нас всегда академические. Если словообразовательный, то это – Тихонов. Всегда на столе Ожегов и Словарь трудностей русского языка. У нас был урок, где, благодаря Словарю трудностей выяснилось, что «тапка» женского рода. Это очень интересно. Преподношу словари как чтение для удовольствия. Политика гимназии и ФГОС предполагают формирование навыка «уметь найти", и словари очень кстати
— Как повысить грамотность детей? Что вы для этого делаете?
— Мы используем разные методы. Я рекомендую писать и одновременно проговаривать небольшие отрывки текста. Тогда возникает образ слова, который фиксируется в сознании — то, что мы не добираем из чтения.
Грамотность связана с построением фраз, с развитием речи. В обычной жизни у нас нет необходимости заканчивать начатое предложение. Мы и так понимаем, что сказал ребенок, и не даем ему закончить мысль. А нужно сделать так, чтобы он договаривал. И родителям я говорю: когда задаете вопрос, ждите, пока ответ будет сформулирован. Не говорите за него.
— Что бы вы добавили в списки литературы?
— Я бы добавила современную детскую литературу. Ту, что на злобу дня, написанную нынешними авторами. Чтобы в контексте какой-то темы – военной, например, показать, что есть идеи и понятия, актуальные и для классической, и для современной литературы.
— Дети современную литературу читают?
— Да. В том числе, благодаря гимназическим библиотекарям. У нас принято читать. Читают и учителя, которые обмениваются впечатлениями о книгах, и дети. Ребенок может увидеть на столе у математика интересную книгу и обсудить ее с ним. Младшие читают то, что я им рекомендую. Главное, чтобы они сумели выразить свои эмоции и передать, что почувствовали, когда. Это самое трудное. Понравилось потому что, хотел бы прочитать похожее, меня возмутило, разозлило.
— Что Павловская гимназия дает детям такого, чего не дают другие учебные заведения?
— Во-первых, ощущение открытости дверей. Причем во всех смыслах слова. Открытость дверей между кабинетами, взаимодействие между педагогами, когда обмениваются книгами математик и филолог. И дети это видят. Открытость дверей – это и интеграция уроков. Понимание, что все то, что здесь происходит, ты сможешь применить в жизни. Такая практикоориентированность. Мы учим находить выход своим умом. Здесь соавторство ученика и учителя. В Павловской гимназии главное не то, сколько правил ты запомнил, а то, как ты сумел их применить. Связь с жизнью.
Гимназия поддерживает любое начинание не только ученика, но и педагога. Методическая поддержка, курсы, тренинги, обсуждение действительно актуальных вопросов. Любые курсы повышения квалификации кончаются тем, что кто-то предлагает: а давайте проведем такой-то урок и посмотрим. Ничего не делается просто так. Пустых разговоров нет. Все время развиваются не только дети, но и учителя.
— А дети Павловской гимназии отличаются от ребят из других школ?
— Они свободные, всегда могут задать тебе интересующий их вопрос. И ты, возможно, не будешь знать на него ответа. Учитель – авторитет, но ребенок – соавтор. И учитель понимает, что ребенок, в свою очередь, может его развивать.
— Пишут ли дети сочинения?
— Пишут. Это самая сложная форма работы. Мы уделяем этому много внимания. Начиная с сочинения-рассуждения, которое требуется на ОГЭ. Здесь существует определённый шаблон. А в пятом-седьмом классах, когда до экзамена еще далеко, сочинения — это более свободное выражение своей мысли, понимание связи между частями текста. Это то самое развитие речи, которое страдает в силу разных причин. Легко сказать, какого оттенка цветы на картине, но трудно объяснить, что этим цветом хотел сказать автор.
— В олимпиадах ваши ученики участвуют?
— В Павловской гимназии культ олимпиадного движения. Наши ученики выходят, в том числе, и на всероссийский уровень. Кроме бонусов при поступлении в вуз, победы приносят моральное удовлетворение. Политика гимназии – стремиться к этому.